Шанс на сотрудничество

Россия и США впервые после 1945 года могут стать военными союзниками

Россия и США впервые после 1945 года могут стать военными союзниками

Как совершенно справедливо сказал Президент России Дмитрий Медведев во время встречи в Москве со своим американским коллегой Бараком Обамой, «никто не говорит о том, что ПРО вредна сама по себе или создает кому-то угрозу. Напротив, она направлена на решение ряда конкретных задач. Вопрос в том, чтобы увязать те или иные конфигурации противоракетной обороны с интересами других стран».

В подписанном президентами РФ и США «Совместном понимании» по проблемам сокращения стратегических наступательных вооружений констатируется прямая связь между наступательными и оборонительными стратегическими вооружениями. Стороны также договорились провести изучение угрозы со стороны баллистических ракет третьих стран. Все эти заявления носят, в значительной степени, констатирующе-декларативный характер. Вроде бы все понимают, что проблема есть, но никто не готов предложить конкретных принципиальных решений. Между тем вполне реалистичной на фоне  прошедших переговоров кажется идея некоторых специалистов и политиков о размещении  американской ПРО на территории России. Причем не только обсуждаемого  «центра  обмена информацией» и даже не только радиолокационной станции (на что вроде бы согласны США), но и ракет.
Тут надо пояснить, что полноценная система ПРО – это РЛС плюс ракеты (точнее, противоракеты). Ракеты без РЛС имеют такую же боевую ценность, что и бревна, поскольку наводиться на цель они могут только по данным РЛС. Но и РЛС без ракет – вещь вполне бессмысленная. Для чего нужен локатор сам по себе, без средств поражения? Чтобы предупредить жителей города, по которому запущена ракета, что им надо немедленно заворачиваться в простыни и следовать в направлении ближайшего кладбища? Соответственно, если американцы так хотят создать ПРО и так боятся Ирана, пусть они это сделают, причем максимально близко к Ирану, где-нибудь в Ставропольском или Краснодарском крае.
Является ли Иран реальным источником ракетно-ядерной угрозы – вопрос крайне сложный и многоаспектный. Совершенно очевидно, что он очень активно развивает как ракетную, так и ядерную программы. При этом заявления Тегерана о том, что ядерная программа носит исключительно мирный характер, можно игнорировать. Просто потому, что ракета средней дальности, тем более – межконтинентальная ракета с обычной БЧ – вещь до такой степени нерентабельная и неэффективная, что нет смысла даже обсуждать возможность ее создания. Если тактические ракеты могут применяться в обычном снаряжении, то ракеты средней дальности (БРСД) и тем более межконтинентальные (МБР) – только в ядерном. В каком состоянии находятся как ракетная, так и ядерная программы Ирана, понять пока невозможно. Большинство заявлений Тегерана на этот счет –  не  более  чем  блеф.
Технологический уровень Ирана не таков, чтобы он стал четвертой страной в мире (после США, России и Китая), создавшей МБР с ядерными БЧ. По крайней мере, в обозримом будущем. Да и насчет возможности создания БРСД есть очень большие сомнения. С другой стороны, Тегерану вполне могут помочь. Пекин, например. Просто за деньги и нефть. И за влияние в регионе. Ракетно-ядерный Иран, создавший свой потенциал с помощью Китая, заведомо может стать самой влиятельной страной в регионе. И при этом основным проводником интересов Пекина.
Еще один интересный вопрос – степень адекватности иранского руководства. То есть что будет, если в распоряжении Тегерана действительно появятся ракеты (хотя бы средней дальности) с ядерными БЧ. В этом плане сигналы поступают в высшей степени противоречивые. С одной стороны – отрицание Холокоста и предложение премии в миллион долларов за убийство президента Египта. С другой – весьма прагматичные действия, очень далекие от религиозного экстремизма, в отношении Афганистана или Кавказа.
В общем, вопросов очень много, а ответов нет совсем. В частности, нет ответа на вопрос, нужно ли создавать ПРО на случай иранской угрозы? Представляется, что скорее нет, чем да. Но если США очень хотят, то почему бы им не помочь? Пусть и РЛС, и ракеты расположатся на юге России. Причем Россия возьмет на себя охрану американских объектов с земли и воздуха, разместив рядом с ними соответствующие контингенты сухопутных войск, ВВС и ПВО. Конечно, в этом случае несколько российских наблюдателей должны постоянно присутствовать на американских объектах. И, разумеется, Вашингтон должен будет платить Москве за использование территории и инфраструктуры, а также за охрану базы.
При таком варианте навсегда снимаются опасения по поводу того, что ПРО может быть направлена против нас. Просто потому, что она оказывается под нашим контролем. Причем речь идет не только и не столько о наблюдателях, сколько о российских войсках, которые возьмут на себя охрану американской базы от посягательств любой третьей стороны, но и смогут нейтрализовать ее в течение нескольких минут в случае обострения отношений между самими Россией и США. Такое взаимное заложничество будет неизбежно дополняться тесным сотрудничеством. И второй фактор почти наверняка вытеснит первый. Впервые после окончания Второй мировой Россия и США окажутся связанными взаимными военными обязательствами не как потенциальные противники, а как реальные союзники. Это очень сильно подействует на все остальное человечество и станет сильнейшим сдерживающим фактором отнюдь не только для Ирана. Пойти против коалиции России и США не способен сегодня никто. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter