Шанс на шедевр

Белорусские литераторы генерации NEXT не ждут "милостей от природы" и предпочитают издаваться самостоятельно, не уповая на благосклонность государственных издательств.
Белорусские литераторы генерации NEXT не ждут "милостей от природы"

и предпочитают издаваться самостоятельно, не уповая на благосклонность государственных издательств. Хотя новая книга молодой поэтессы Натальи КАПЫ "Бэзавыя дрэвы" вышла под "частным" логотипом, это ничуть не умаляет ее достоинств. Возможно, лирика повзрослевшей Натальи стала чуть ироничнее, но осталась такой же непредсказуемой.

Пять лет назад, когда издательство "Мастацкая лiтаратура" выпустило первый сборник поэтессы "Панна Каханка", она не то чтобы проснулась знаменитой, но отдельные стихотворения как-то сразу разошлись на цитаты среди основного потребителя поэзии - творческой молодежи. Так получилось, что и я познакомилась с произведениями Натальи гораздо раньше, чем с ней самой: любым компаниям она предпочитает уединение. Но новая книга - веский повод для встречи.

- Скажите, Наталья, насколько это сложно сегодня - издать свою книгу в Беларуси?

- Для молодого поэта достаточно 200 долларов - вот и издался. И делай со своей книжкой что хочешь. Пока что мне удалось договориться с магазином "Подписные издания" - там "Бэзавыя дрэвы" уже продаются. Собираюсь обращаться и в другие магазины. Тираж моего сборника небольшой - всего 300 экземпляров. И я думаю, что в нашей 10-миллионной Беларуси найдется 300 человек, кому это будет интересно... А что касается госиздательств - некоторые мои знакомые дожидаются там своей очереди уже несколько лет и нет никаких гарантий, что дождутся.

- Тем не менее сейчас и Союз писателей, в котором вы состоите, и Литфонд обещают с "высоких трибун" всемерную поддержку молодым литераторам - в том числе и в издании произведений. Ощущаете ли вы, что "грядут большие перемены"?

- Действительно, нам много чего обещают... Впрочем, проблем напечататься в каком-либо из журналов литературно-издательского учреждения "ЛiМ" у меня никогда не было - молодых там принимают радушно, правда, если сочтут их творчество достойным.

- Достойное творчество часто рождается из сочетания таланта и трудолюбия. Должен ли поэт заставлять себя работать?

- Польский писатель Ян Парандовский в книге "Алхимия слова" подробно описал, как творили прославленные литераторы прошлого. Никто из них не ожидал в безделье прихода вдохновения - та же Жорж Санд ежедневно отводила для работы определенные часы и заставляла себя проводить их за столом, независимо от того, "пишется" ей или "не пишется". И это правильно. Но результативно, на мой взгляд, только для прозы. Стихи рождаются не от труда, а от избытка чувства, и произойти это может где угодно, хоть в трамвае. Потом за рабочим столом можно уже совершенствовать текст, подбирать какие-то слова, - но только тогда, когда стихотворение уже случилось.

- В ранней юности вы писали прозу. Не собираетесь заняться этим снова? Тем более что сейчас вы работаете в историческом архиве, а это - бездна сюжетов и к тому же - модная тематика в национальной литературе.

- В свое время я оставила прозу, потому что университетское общежитие к этому не располагало, а мне нужно было абсолютное уединение. К тому же еще в студенчестве решила: если буду писать - то только по-белорусски. А люди у нас говорят ведь в основном по-русски или на "трасянцы". Если их речь переводить на литературный белорусский язык, теряется ее живость и образность - так мне казалось. Решить эту проблему я тогда не смогла, к тому же влюбилась, "пробило" на стихи... А история меня всегда интересовала: когда-то я долго не могла решить, куда поступать - на истфак или филфак. Закончила все-таки филфак, но работаю в архиве. И в последнее время и вправду пробую описывать кое-какие события в прозе. Еще в школе я чувствовала досаду оттого, что учебник белорусской истории был каким-то особенно мрачным, к тому же складывалось впечатление, что самые значительные события случились у нас после 1917 года. В результате большая часть белорусского народа и сегодня не осознает, что у них была очень яркая история, и это происходило не с кем-нибудь, а с их реальными предками.

- Интересно, а к каким темам тяготеют сегодня молодые белорусские литераторы? В России, например, литературное творчество молодых - сплошной экстрим: Сакин, Сорокин...

- К самым разным. Общее вот что: в основном молодые белорусские авторы - городские жители, что и находит отражение в их творчестве. "От сохи" в литературу уже никто не приходит. Возможно, потому, что Беларусь стала страной, где городское население в значительной степени преобладает над сельским... Но по-прежнему в профессиональной литературе задерживаются мужчины, хотя в молодежных литобъединениях девушек, как правило, больше, чем парней.

- Женская литература не выдерживает конкуренции с мужской?

- Когда-то я считала это возмутительной дискриминацией - делить литературу на мужскую и женскую. Но теперь убедилась, что разница все-таки существует. Образно говоря, описывая шар, мужчина находится как бы вне его и поэтому пишет объективно. Женщина - внутри и к тому же часто склонна приврать. Но это опять же имеет отношение к прозе. В поэзии и у мужчин, и у женщин равные шансы создать шедевр, потому что поэзия субъективна сама по себе. Поэтому и знаменитых поэтесс в мире гораздо больше, чем женщин-прозаиков.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter