В Борисове для мужчин-агрессоров действует коррекционная программа

Шанс на грани возможного

Уютная спальня, рядом — кухня со всей необходимой бытовой техникой, санузел с евроремонтом. А главное — тишина и покой. Однако желающих пожить в таких комфортных условиях среди жителей 150–тысячного Борисова немного. Это — одна из 128 действующих в стране так называемых кризисных комнат, предоставляемых как временное жилье жертвам домашнего насилия и людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. С 2012 года этим убежищем от семейных неурядиц в Борисове воспользовалось чуть более 30 человек. Почти половина из них — в прошлом году.

ФОТО HOLA-ARKANSAS.COM

Подальше от семейных бурь

Увеличение числа постояльцев кризисной комнаты в Территориальном центре социального обслуживания населения Борисовского района, к которому она относится, объясняют отнюдь не ростом напряженности в сфере семейно–бытовых отношений. Стало больше информации о помощи пострадавшим от домашнего насилия. Психологи центра регулярно выступают в местных СМИ, в трудовых коллективах и учебных заведениях, информация размещена на стендах, интернет–ресурсах, в том числе на сайте райисполкома, круглосуточно работает «телефон доверия».

Среди обратившихся за помощью большинство — женщины. Разного возраста и социального статуса. Привели их сюда тоже разные мотивы. Для кого–то достаточно сообщить домашнему агрессору о намерении покинуть совместное жилище, и он тут же меняет свое поведение. Кто–то находится в кризисной комнате не одну неделю, где получает психологическую помощь и учится противостоять насилию.

— В последнее время все больше и пожилых людей, ищущих спасения от своих непутевых детей, — обеспокоена директор ТЦСОН Ольга Копыток. — Если у жены есть выбор — сохранить семью или развестись с мужем–тираном, то у стариков родителей его нет: они никогда не откажутся от своих детей. Даже написать заявление в милицию мы их убедить не можем. Как выход предлагаем проживание в отделении круглосуточного пребывания для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Не спешат обращаться в правоохранительные органы с заявлением и жены семейных дебоширов, опасаясь, что семья, где есть несовершеннолетние дети, будет поставлена на контроль как находящаяся в социально опасном положении. Но психолог центра Валерия Беляева успокаивает сомневающихся:

— Домашние агрессоры по своей натуре — трусы. Они самоутверждаются за счет более слабых. Когда же им противостоит сильный противник, а в данном случае это государственные органы, они не решаются на насильственные действия. Так что постановка в СОП — это усиление в первую очередь контроля над мужем–дебоширом, дополнительная защита для его жены и детей.

Кстати, для мужчин-агрессоров в Борисове действует уже не первый год коррекционная программа.

Консультирует психолог Валерия Беляева.

Скандалист меняет поведение

Семейные дебоширы в 90 процентах случаев — это мужчины. Основные меры воздействия на них со стороны правоохранительных органов — штраф, административный арест или защитное предписание — так или иначе отражаются на семьях: страдает как их бюджет, так и имидж.

За рубежом подобным мерам есть альтернатива — коррекционная программа для мужчин–агрессоров. Пройдя ее полностью, правонарушитель освобождается от штрафа или ареста. Уже пятый год программа апробируется и у нас. Для этого была разработана Национальная модель комплексной работы с мужчинами–агрессорами. Начинался проект с Минска и Борисовского района, а теперь к нему подключились Брестская и Гродненская области. В Борисове проект координирует руководитель Центра социальной помощи и поддержки групп риска «Стимул к успеху» психолог Андрей Максименко.

Групповые занятия начались только с прошлого года, когда к проекту подключилось РУВД, предоставив помещение, подобрав контингент.

— Борисов — город промышленный, здесь нет ни одного вуза, — отмечает Андрей Максименко. — Поэтому и портрет домашнего агрессора может немного отличаться от среднестатистического. Как правило, это человек со средним уровнем достатка, у которого есть проблемы с алкоголем и культурой общения. Уровень образования — школа или колледж. Возраст — чаще всего 25 — 45 лет. Женат 3 — 5 лет или свыше десяти, большей частью у него это уже второй брак, и обычно гражданский. Человек, как правило, имеет одного–двух детей.

Представляя групповые занятия с мужчинами–агрессорами, воображение невольно рисует картину, знакомую многим по фильмам: сцена встречи группы анонимных алкоголиков, когда каждый ее участник называет свое имя и говорит об имеющейся у него проблеме со спиртным. Но с домашними тиранами все иначе: большинство из них не считают себя таковыми. Для них агрессоры — это те, кто зверски истязает или убивает жертву, а они лишь «воспитывали» или «успокаивали» свою половинку. И задача куратора, работающего с группой, — помочь им понять, что каждая личность неприкосновенна, мотивировать их на ненасильственное поведение.

В групповой работе используются различные методики. Сначала речь идет о ситуациях, не касающихся самих участников, так как они еще не готовы признать себя агрессорами и дать оценку своему поведению. Как говорится, на чужих ошибках учатся анализировать конфликт и искать пути его ненасильственного решения. После каждого занятия получают индивидуальные задания. Например, всю неделю делать с ребенком уроки или исключить из лексикона одно бранное слово. Постепенно участник приходит к осознанию того, что он совершал насильственные действия, и принимает ответственность за них. В этом и видит главную цель своей работы Андрей Максименко.

За время его работы в проекте 17 человек полностью прошли программу и сейчас воздерживаются от насилия в своих семьях. Пока участие в программе для семейного скандалиста — дело сугубо добровольное.

КСТАТИ

Концепция Закона «О предупреждении насилия в семье» готовится МВД. В мае планируется ее согласование с заинтересованными государственными органами. Предполагается, что расширится список лиц, которых можно будет привлечь к ответственности за домашнее насилие (сейчас это только члены семьи, совместно проживающие и ведущие общее хозяйство), появятся такие понятия, как «преследование», «домогательство» и другие.

Инга РОМАНОВСКАЯ.

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter