Амнистия — не всепрощение, а акт милосердия

Шанс для чистой совести

Обсуждаемая на совещании у ­Президента амнистия будет уже 18‑й по счету в истории независимой Беларуси. Государство даст возможность начать новую жизнь тем осужденным, кто искренне раскаялся, возместил ущерб, а главное — не опасен для общества. То есть ошибочно думать, будто двери всех мест отбывания наказания сейчас распахнутся и отпустят каждого, кто нарушил закон. Работа в этом направлении должна быть очень тонкой, а историю каждого человека необходимо рассматривать индивидуально, буквально под лупой. Об этом уже не раз говорил Глава государства.

Фото из архива «СБ»

СКАЗАНО

— Социальная справедливость является не только залогом доверия населения к правосудию, но и важнейшей составляющей идеологии белорусского государства. Запрос на эту справедливость колоссальный. Не только в славянских государствах, но и во всем мире.

(Александр ­Лукашенко на совещании по совершенствованию деятельности системы судов общей юрисдикции, 5 апреля 2019 года.)

Думаю, многие граждане знают, что амнистия и помилование — это старейшие правовые институты, которые широко применяются во всем мире. Но проявление гуманизма именно в нашей стране — это традиционная черта белорусского государства. Кроме этого, нам известно такое понятие, как сострадание. Ведь речь идет о конкретных человеческих судьбах. И каждый раз, когда вступает в силу подобный закон, люди внимательнейшим образом рассматривают все его положения, а любая несправедливость вызывает негативный резонанс.

У тех, кто нарушил закон, тоже есть семьи. Поэтому амнистии горячо ждут заключенные и их близкие. Но, с другой стороны, постояльцы исправительных учреждений — преступники, и об этом нельзя забывать. Есть последствия и жертвы, которые также являются гражданами Беларуси. И тут очень важно соблюсти принцип социальной справедливости. Чтобы не нарушить права потерпевших и не допустить ошибки, выпустив тех, кто не заслуживает этого, происходит сложная и долгая, системная и профессионально выверенная работа.

Шанс начать с чистого листа выпадает далеко не каждому. Например, под амнистию не попадают злостные нарушители порядка во время отбывания наказания, особо опасные рецидивисты, террористы и экстремисты. Еще акт гуманизма не светит осужденным на пожизненное заключение и тем, кто связан с распространением наркотиков (за исключением несовершеннолетних). А вот люди, которые действительно где‑то оступились, но признали свою ошибку, положительно характеризовались в местах отбывания наказания и возместили все издержки, а главное — не представляют общественной опасности, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Поэтому тезисы, прозвучавшие на вчерашнем совещании у ­Президента, еще раз подчеркивают, что амнистия — это не всепрощение государства, как некоторые ошибочно полагают. Это акт милосердия к тем, кто исправился и готов начать жизнь с чистого листа. Поэтому принципы этого акта так тщательно выкристаллизовываются.

gotovko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter