"Шахтер" с консерваторским образованием

Третье место нашего фаготиста Алексея ФРОЛОВА стало небольшим потрясением не только для участников VII Международного конкурса современной камерной музыки, проходившего в Кракове.
Третье место нашего фаготиста Алексея ФРОЛОВА стало небольшим потрясением не только для участников VII Международного конкурса современной камерной музыки, проходившего в Кракове. Казалось бы, вот уж кто не конкурент флейтам и скрипкам! Недаром же еще Грибоедов использовал в характеристике своего резко отрицательного Скалозуба название инструмента с репутацией "хрипуна" и "удавленника". Тем не менее придирчивое жюри вынуждено было признать: белорусский парень доказал, что и фагот имеет право называться сольным инструментом.

Впрочем, это далеко не первая победа Алексея в престижном международном конкурсе. Награда не досталась ему лишь однажды - 5 лет назад в Германии. Несмотря на исполнительское мастерство юного фаготиста, к его репертуару зарубежные судьи отнеслись тогда весьма скептически: тенденции современной музыки просачивались через "железный занавес" с большим трудом, да и сейчас последствия этого ощущаются в значительной степени. Но с тех пор из всех своих зарубежных поездок Алексей буквально килограммами возит ноты. И его нынешняя третья премия - показатель лишь того, что конкурс собрал сильнейших музыкантов мира.

- Первая премия досталась польскому кларнетисту Михалу Ситиньскому, - рассказывает Алексей. - Но не потому, что "дома и стены помогают". Это действительно блестящий музыкант, к тому же с опытом стажировки в Америке. А когда за кулисами я слушал флейту француза Жюльена Фельтрина, которому присудили второе место (так получилось, что он выступал передо мной), это была настоящая феерия! Представляете, мы с Жюльеном ровесники, а он уже занимает должность профессора в Лондонской академии музыки.

- Вы так искренне восхищаетесь своими конкурентами, что мне даже обидно: ведь и нашему победителю есть что рассказать о себе.

- А что вы хотели бы услышать? Стажировку я проходил в Ягеллонском университете на кафедре музыкологии. И сейчас, кроме того, что являюсь солистом ансамбля "Классик-Авангард", преподаю несколько дисциплин в Академии музыки. Одновременно занимаюсь историей исполнительского мастерства в Беларуси. Эту тему все еще можно считать затонувшей Атлантидой, а между тем профессиональные исполнители были у нас уже в XIV веке. Что касается фагота, в Беларуси он появился в начале XVII столетия. Сведения об этом я раскопал в архиве - в "арсенале" капеллы старосты Кобрина был и фагот, правда, тогда в Европе он чаще назывался дульцианом ("хрипуном" его, как видите, в то время не считали), а в Беларуси - штортом. Между прочим, в Россию фагот попал только во время "жизни и творчества" Петра I. А у нас к тому времени уже вовсю процветали частные капеллы, причем одна из самых ранних принадлежала еще Николаю Радзивиллу Черному, который, кстати, первым же издал и печатные ноты.

- Но в детстве-то вы вряд ли осознавали, что фагот такой уникальный старинный инструмент. А вот неудобства в его "эксплуатации" сразу бросаются в глаза...

- Когда пришлось делать выбор между музыкой и наукой (я учился в физико-математической школе), решил пойти по отцовским стопам - стать духовиком. Дело в том, что мой отец - известный гобоист Валерий Фролов. И хотя труд духовиков по физической нагрузке приравнивается к труду шахтеров, с Божьей помощью мне удалось преодолеть много трудностей. Даже сейчас, когда за неделю до конкурса я неожиданно заболел и врачи уже грозились положить меня в больницу (а ведь, не занимаясь всего один день, духовик в геометрической прогрессии теряет исполнительское мастерство), только чудом все обошлось... Потом, уже в Кракове, я сидел в кафе и за стаканом сока размышлял над своей конкурсной программой. Машинально перевернул крышечку от сока и прочитал: "Ты маеш рацыю". Вот тут-то и понял, что Бог мне по-прежнему помогает.

- Вам под силу разная техника исполнения, о чем могут свидетельствовать уже одни лишь концерты "Классик-Авангарда". А есть ли у Алексея Фролова личные музыкальные предпочтения?

- Мои предпочтения - это музыка мелодичная, духовная. Хотя иногда приходится играть откровенно деструктивные композиции и отказаться от этого невозможно. На фестивалях нашему ансамблю не раз приходилось сталкиваться с этим. Но мы стараемся максимально смягчать такую музыку. А исполняя, например, средневековые мелодии, пытаемся сделать звучание своих инструментов как можно ближе тому времени. Кстати, к концу года у "Классик-Авангарда" будет очень интересная программа, посвященная юбилею Реформации в Беларуси. Нашим музыкальным историкам удалось откопать в зарубежных архивах несколько настоящих шедевров, созданных белорусскими музыкантами. Кроме этого, прозвучит музыка великих гениев XVII столетия - Шутца, Баха, а еще Мартина Лютера и Жана Кальвина, которые стояли у истоков евангелических хоралов.

- Одним словом, я поняла: фагот сегодня - просто суперинструмент. Мало того, что имеет такую славную европейскую и национальную историю, так еще настраивает на возвышенный лад. А насколько хорош он в качестве "средства передвижения" - не возникало ли у вас мысли вместе с ним уехать за границу?

- Конечно, возможности такие были и есть... Один из моих студентов, закончив академию, также решил совершенствовать свое мастерство в Германии. К сожалению, музыканты уезжают... Но у меня здесь дом, мама, бабушка, друзья, диссертация, наконец. Да и личную жизнь устраивать лучше на родине.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter