Беларусь — относительно небольшое государство, в глобальном масштабе наша экономика занимает достаточно скромное место, между тем страна является значимым субъектом международной политики. Не только потому, что у нас прекрасные отношения с Россией, Казахстаном, другими странами — членами и наблюдателями ЕАЭС, Китаем и другими «тиграми» Азиатско-Тихоокеанского региона. О значимости государства на международной арене можно судить не только по его друзьям, но и противникам. А Беларуси санкционную войну объявил «мировой гегемон» — США. Первая экономика мира, одна из самых тяжеловооруженных стран. Центр новой американской безопасности (CNAS) в Вашингтоне недавно опубликовал топ стран в американском санкционном списке. В прошлом году в него попали 765 объектов, иностранных граждан и компаний. Около 100 новых мишеней — из Китая, 96 — из Беларуси, 95 — из России. Словом, в табели о рангах противников мы у США на почетном втором месте. Значит, чего-то в этом мире стоим.
В Беларуси в кладах находили монеты со всех концов света: арабские, скандинавские, европейские… Потому что исторически территорию нашей страны пересекали торговые пути, лучами расходящиеся в разные концы света. Конечно, с тех пор прошли века, но пути сообщения — чуть ли не самое консервативное явление в истории мировой цивилизации. Немало европейских автобанов проложено по контурам дорог древних римлян. Если было удобно ездить на телегах, то еще комфортнее — на автомобилях. Поэтому как в древние времена Беларусь являлась одним из крупных перекрестков евразийских дорог, так им и остается.
И если Беларусь была транспортной развязкой, то казахские степи — скоростным автобаном между цивилизациями Запада и Востока. Во времена монгольской империи путешествие из Восточной Европы в Китай после пересечения Волги оказывалось стремительным. И сегодня значительная часть древних шляхов проходит по территории Казахстана. Как и логистический «один путь»: ровные степи и полупустыни не самые приветливые места на планете, но для прокладки современных скоростных путей сообщения являются чуть ли не идеальным ландшафтом. Так было в далекие времена конного сообщения, так остается и сегодня.
Третья точка на карте, к которой приковано пристальное внимание, так сказать, «мирового сообщества», — Грузия. Страна небольшая и небогатая, но именно через нее исторически проходят все пути сквозь кавказские горные хребты. Фактически Грузия связывает самый Восток Европы с Малой Азией.
Логистические развязки всегда являлись важным геополитическим и геоэкономическим фактором. Но сегодня их значение резко возрастает. В 2000-х на слуху были идеи, что глобализация мира перейдет в стадию обмена не товарами, а технологиями. И страны будут обмениваться инвестициями в свои предприятия за рубежом, приближая производство к потребителям. В какой-то момент казалось, что так и может произойти. Особенно на фоне появления таких новинок, как, например, 3D-принтеры, развитие систем удаленного обслуживания оборудования… Но вопреки конструкциям и концепциям «патриархов» новой экономики мир пошел несколько по другому пути.
Загвоздка оказалась в том, что организация высокотехнологичного производства — неважно, речь идет об электронике, композитных материалах нового поколения или выпуске оригинальных химических веществ — проект астрономически дорогой. Полупроводниковый завод по выпуску продукции последнего поколения стоит уже даже не миллиарды, а десятки миллиардов долларов. Аналогичные тренды присущи и другим отраслям. По «узким» инновационным продуктам уже не хватает внутреннего спроса даже макрорегионов: чтобы получить шанс окупить проекты, необходимо выходить на широкие мировые просторы. Впрочем, предыдущие десятилетия развития глобализации и кооперации также сыграли свою роль: если посмотреть на ситуацию здраво, то некоторые (на самом деле номенклатура весьма широка) комплектующие выпускают всего несколько заводов и обеспечивают своей продукцией весь мир. Пандемия очень ярко показала зависимость промышленности на разных континентах друг от друга. Ведь машиностроители, например, притормаживали свою работу в эру локдаунов не только из-за дефицита электроники, но и, скажем, подшипников. Оказалось, что значительные мощности по производству этой детали, без которой не «крутится» никакая техника, сконцентрированы в Азии. Нет поставок — нет машин, производственных линий и широкой номенклатуры продукции, в которой присутствуют механические процессы.
Если же говорить об обмене технологиями, то при рекордных по насыщению санкционных списках очевидно: этот тренд если не прекратился, то подвергается заморозке развитым миром. По разным причинам. В том числе и экономическим. По большому счету производственные мощности по многим позициям превышают потребление. И современный кризис является не производственным, а логистическим. Мощности присутствуют, но ключевые проблемы — в цепочках поставок. В этом разрезе совершенно ясно: торгово-транспортные развязки становятся ключами к региональным экономикам. Поэтому и уделяется пристальное внимание ключевым перекресткам евразийских дорог: Беларуси, Грузии, Казахстану. Теоретически можно на континенте выстроить пути сообщения и по другим маршрутам. Но эти «тропы Хо Ши Мина» однозначно будут дорогими и неэффективными. А ключевые, наезженные пути даже если не получится поставить под контроль (а это пока не получается), то есть вполне откровенные попытки если не разрушить их, то блокировать. Через создание хаоса и точек напряженности в странах, где эти дороги проходят. В мире происходит немало случайностей, но в большой политике, какой бы сложной она ни была, многие события детерминированы определенными действиями игроков за геополитической шахматной доской.
volchkov@sb.by