Шаги в неизведанное

Больше тепла, меньше вреда при сжигании отходов — непростую задачу успешно решает преподаватель сельскохозяйственного лицея

Больше тепла, меньше вреда при сжигании отходов — непростую задачу успешно решает преподаватель сельскохозяйственного лицея

“Используя резину в качестве топлива на газогенераторной установке с образованием водяного газа общей суммарной мощностью 50 кВт•ч за 6 месяцев отопительного периода, мы имеем экономию в 216 кубических метров древесины, или 17 655 тысяч белорусских рублей”.

Это строки из заявления преподавателя Клецкого сельскохозяйственного профессионального лицея Сергея Ильюкевича в Национальный центр интеллектуальной собственности о выдаче ему патента Республики Беларусь на промышленный образец.

Но отработанные автомобильные, тракторные покрышки в топку мы бросаем давно. В чем суть новинки?

— При сжигании резины, разнообразной пластмассы выделяется много тепла, но и немало вредных веществ, — поясняет Сергей Трофимович. — Я сконструировал газогенератор, который почти не загрязняет атмосферу. Измельченная резина, пластик, пленка забрасываются в топку с древесной щепой в соотношении приблизительно один к трем. Само по себе это снижает выброс вредных веществ в атмосферу. Остатки их почти полностью нейтрализуются в котле под воздействием водорода, который образуется при расщеплении воды. Итог: при использовании дров обычная бытовая печь выбрасывает в атмосферу во много раз больше вредных веществ, чем мой газогенератор.

Установка Сергея Ильюкевича по сжиганию бытовых отходов вызвала большой интерес теоретиков и практиков далеко за пределами района. На областной выставке технического творчества экономичный и экологически чистый газогенератор занял второе место. Стал призером он и на республиканском слете изобретателей и рационализаторов — учащихся, работников учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Одна из фирм предложила даже запустить установку в серию, но что-то не срослось.

— Этот газогенератор особенно эффективен в небольших котельных, — поясняет Сергей Трофимович. — Он хорошо справится с отоплением, например, школы или дома. Если бункер моей установки емкостью 0,6 кубометра загрузить резиной, древесной щепой, то этого топлива хватит, чтобы в течение суток поддерживать нужную температуру в доме площадью 170 квадратных метров. Подсчеты показывают: одно колесо автомобиля МАЗ, сожженное в таком газогенераторе, экономит около 900 кубометров природного газа. Одну из модификаций такого газогенератора вполне можно использовать на автомобиле. Представьте себе, какая выгода от него, к примеру, на лесозаготовках вдали от заправок, где изобилие отходов древесины.

— На газогенераторах, помнится, работали некоторые автомобили после войны, — говорю.

— Но в них не сжигали энергоемкую резину, пластик, — отвечает Сергей Трофимович. — Да и после 250—300 километров пробега нужно было менять забитые летучими смолами фильтры, дышать приходилось неприятными выбросами. Наша установка избавлена от таких недостатков.

Расщеплять воду на кислород и водород сегодня могут многие. А клецкий умелец постарался извлечь из этого процесса максимальную пользу. Заливал в бак воду, и полученный из нее водород начинал крутить автомобильный двигатель внутреннего сгорания. Сконструировал катализатор электролизный, дающий на выходе температуру, позволяющую разрезать толстый металл, делать ровный и надежный сварочный шов.

 Высокую оценку работам клецкого умельца дают не только ученые мужи. Аналог трактора, занявшего второе место на республиканском конкурсе технического творчества, с удовольствием приобрел хозяин земельного надела из Бобруйска. Еще бы! Ломающаяся рама. Двигатель и коробка передач от мотоцикла “Муравей” мощностью 16 лошадиных сил. Задний мост автомобиля “Москвич-412” с вмонтированным редуктором от мотоколяски. Гидравлический привод тормозов, два электрогенератора общей мощностью 1,02 кВт. Стартерный запуск и реверсивный ход... Все это позволяет маневренному трактору качественно работать, расходуя в час менее пяти литров горючего, при сохранении плавности хода развивать на дороге скорость до 30 километров в час. А заплатил покупатель за все эти удобства в разы меньше, чем стоит трактор заводского производства...
Впрочем, для таких людей, как Сергей Трофимович, деньги далеко не главное. Творить, искать и находить — в этом смысл их жизни.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter