Директор Брестского чулочного комбината о вызовах 2022-го: год был непростой, но пройдет достойно

Шагать уверенно вперед

«Усё будзе добра!» — обещает плакат в фойе ОАО «Брестский чулочный комбинат». За последние годы предприятие сделало такой стремительный рывок вперед, что для сомнений места нет, даже когда жизнь подкидывает один вызов за другим. Не стал исключением и нынешний год. Вместе с тем завершается он хорошо, уверен директор, кандидат юридических наук Сергей Жевнерович. С руководителем предприятия побеседовала наш корреспондент.

Все проблемы решаемы

— Как отразились новые условия ценообразования на работе предприятия?

— Во-первых, отмечу, что ни со стороны оптовиков, ни тем более со стороны потребителей снижения спроса на нашу продукцию в октябре не было. Носки как продавались, так и продаются. Был процесс выработки механизмов работы по новым правилам ценообразования — и со стороны оптовых покупателей, и со стороны производителей. Процесс занял около двух недель. После 26 октября наступила полная ясность по всем сложным вопросам формирования цен на всех этапах производства и реализации товаров и процесс, как говорится, пошел.

Во-вторых, расскажу, что оптовые продажи в Беларуси для нас весьма значительный, но не превалирующий кусок. Половину всего объема производства мы реализуем на внешних рынках, а больше трети домашних продаж нам обес­печивает собственная розничная сеть. Кстати, после трехмесячного перерыва (стандартно мы запускаем новые объекты раз в месяц) мы открыли за неделю сразу два новых магазина, теперь наша сеть насчитывает 80 действующих объектов.

Так вот торможение в белорусском опте мы почти полностью компенсировали в октябре экспортными продажами и собственной розницей.

В-третьих, ноябрь показал весьма оптимистичные цифры во всех каналах продаж. В опте всплеск вызван отложенным спросом октября, на экспорт идут плановые отгрузки, а продажи в рознице прирастают благодаря нарастающей предновогодней суете.


— Насколько получилось компенсировать потерю рынка Украины отгрузками на другие рынки? Продвинулись ли продажи в России?

— Конечно, потерять объемный и традиционный рынок весьма болезненно. Под него у нас были настроены и разработки, и технологии, и логистика. Не раскрываю точную цифру: все-таки она интересна нашим конкурентам. Скажу, что доля отгрузок в Украину была весьма существенной.

На российском рынке весной тоже наблюдалось нехарактерное затишье. Однако летом тренд развернулся в обратную сторону и продажи стали расти.

Получилось ли компенсировать потерю украинского рынка? В краткосрочном периоде, которым для нас является год, — да. Как ситуация со спросом будет складываться на внешних рынках дальше — сказать сложно. Надеюсь, дальше будет лучше, прогнозируемо и без потрясений.

Контролер Наталья Кухарчик.

— Не возникли ли проблемы с сырьем в связи с внешними ограничениями? Сказываются ли они на покупках полиамидных нитей?  

— Мы не ощутили каких бы то ни было существенных проблем с закупкой пряжи и нитей за рубежом. Хлопковая и бамбуковая пряжа ритмично поступает из Узбекистана, полиамиды продолжаем закупать в Польше и России. Со Словенией тоже продолжаем работать, но объемы были и есть незначительные. Италия была интересна как поставщик запасных частей ко многим видам оборудования. Вот здесь некоторые сложности возникли. Однако они тоже оказались решаемы через нахождение новых поставщиков в Азиатском регионе.

Тенденция — оптимистичная

— Мировые цены на хлопок растут. Изменилось ли что-то с его покупкой, доставкой, оплатой, верификацией качества?

— С хлопком приключилась такая история. С начала весны 2020 года (с момента объявления ВОЗ пандемии коронавируса) биржевая цена стала стремительно расти. Ценовое ралли на хлопок-сырец началось с 0,5 доллара за фунт и без остановок продолжалось чуть более двух лет. Пик цены пришелся на начало апреля 2022 года и составил без малого 1,5 доллара за фунт. То есть цена поднялась в три раза!

Очевидно, что цены на все товары, где используется хлопок, с определенным временным лагом двигались тоже вверх. Наши поставщики хлопковой пряжи подняли цены в 2021 году от 55 до 85 процентов в зависимости от цвета пряжи. В 2022 году пряжа для нас тоже дорожала. Наши узбекские поставщики покупают сырец с полей, закупают большими объемами, имеют долгосрочные контракты. Это я говорю к тому, что покупаемая нами пряжа не меняется в цене так же стремительно, как хлопок-сырец. Тем более, думаю, все знают: на бирже торгуют не реальным хлопком, а контрактами на его поставку в будущем.

Тем не менее в 2021 и 2022 годах мы пережили определенный ценовой шок из-за роста цен на хлопковую пряжу.

С апреля текущего года биржевой хлопок стал стремительно дешеветь. Примерно так же, как он дорожал в предыдущие годы. Котировки ноября колебались около цифры 0,8 доллара за фунт. Для нас сырье тоже стало дешеветь. Конечно, мы не вернулись в цифры 2020 года, но тенденция для нас оптимистичная.


Резюмируя, скажу про цену хлопка так: сегодня он дороже, чем до начала пандемии, но дешевле, чем полгода назад. И с учетом того что именно на падении цен происходила закупка хлопка производителями пряжи, есть основания надеяться, что приемлемая для нас цена хлопковой пряжи сохранится в ближайшие полгода.

Как я уже говорил, с доставкой пряжи проблем особых нет. Наши платежи проходят, продавцы нами довольны.

Вопрос про верификацию качества очень интересный. Ему можно было бы посвятить отдельную беседу. Всем, кто носит одежду из хлопка, было бы интересно знать, как определяется качество хлопка, как из отдельных тонких ниточек получается объемная пряжа, какими свойствами она обладает и как в бытовых условиях удостовериться в натуральности носков, трусов, футболок и т.п.

Кратко замечу, что все партии хлопковой пряжи проверяются нами на стадии приемки. Без тени сомнения заявляю, что мы используем для производства своих носков и трикотажа лучшую хлопковую пряжу, какая доступна в этой части света.

Старое и новое

— Как в нынешнем году изменился ассортимент? Появились ли новые направления сотрудничества с неносочными брендами?

— Самый трудный для меня вопрос в каждом интервью: что у вас нового? Главное — у нас сохранилось все старое: широчайшая линейка носков для мужчин и женщин, огромное количество моделей и дизайнов носков и колготок для детей, отдельные линейки в коллаборации с мировыми и региональными медийными брендами, широкая линейка трикотажа. Уже в продаже новая новогодняя коллекция, которая, как всегда, нереально крутая. Если заходить в наши магазины раз в месяц, то обязательно можно будет найти новинки. Но их, конечно, надо поискать! Ведь в нашем ассортименте очень легко «утонуть».

В работе есть три франши­зы, и мы ведем переговоры о покупке новой. Нам кажется, она будет очень интересной. Получили буквально на днях от правообладателя скетчи рисунков, и художники уже приступили к их трансформации в носочные дизайны.

Брестский чулочный комбинат — это широчайшая линейка носков для мужчин и женщин, огромное количество моделей и дизайнов носков и колготок для детей, отдельные линейки в коллаборации с мировыми и региональными медийными брендами, а также трикотаж.
 
— Сергей Александрович, если подводить итоги года, как в целом сработали?

— В целом год завершается хорошо. Конечно, весной было очень тревожно по поводу выполнимости планов и различных аспектов производственного цикла. Но когда все более-менее наладилось, пришла уверенность, что и этот год мы сможем записать себе в актив. Новые магазины открыли, новыми клиентами приросли, все регламентные работы и по зданиям, и по оборудованию провели, несколько единиц оборудования приобрели. Год был непростой, но пройдет достойно.


КСТАТИ

В 2013 году на ОАО «Брестский чулочный комбинат» сменился собственник: СООО «Конте Спа» увеличило свою долю в уставном фонде чулочного комбината до контрольной. В октябре 2014-го гродненское предприятие приобрело и пакет акций, принадлежавших государству.


kozlovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter