Шагал по Витебску Шагал

120-летие художника на его родине будут отмечать до конца годаВ современном Витебске осталось только несколько домов, увековеченных в холстах Марка Шагала. В том числе и дом на Покровской улице, который в начале 1900-х годов построил отец художника и в котором Марк провел свои юношеские годы. В 1997 году в нем был открыт музей, в котором вот уже десять лет город принимает почитателей его великого таланта. Предметы быта рубежа ХIХ—ХХ веков, копии архивных документов и работ художника рассказывают о судьбе Марка Шагала и семье его родителей. Но, по убеждению директора музея историка Людмилы Хмельницкой, витебский период жизни художника, а это 33 года, все еще хранит в себе много тайн и загадок.

Загадка гения
Шагнув из небольшого белорусского города в мировое пространство, он оставил настолько яркий след, что вот уже многие десятилетия искусствоведы все еще спорят о его способе и манере доносить до окружающих свои мироощущения, взгляды на земное и небесное, вечное и тленное, мнимое и подлинное. Он, по сути, перевернул мир: его герои умеют летать, дома стоят перевернутыми, а корова играет на скрипке. 
На своих полотнах послереволюционных лет идею “космического” переворота Шагал воплощает через парящих над городом влюбленных. И это дало повод для критиков причислить его к славной плеяде бунтарей и мечтателей, обозначивших своим творчеством в первые десятилетия XX столетия начало новой эпохи в художественной культуре человечества.
Большую часть своей жизни Шагал провел во Франции. В век “тотальных” влияний Шагал не подражал никому. Загадка его художественного мышления, его способ добираться до сути вещей, непредсказуемость диалектики — все это сделало его искусство неповторимым. Роспись плафона в Гранд-Опера в Париже, витражи в церквях Майнца, Цюриха и Тьюдли, в синагоге в Иерусалиме, мозаичные панно для Национальной библиотеки в Чикаго, тысячи полотен и графических работ, находящихся теперь в разных странах на разных континентах... За свою жизнь длиною почти в целое столетие Шагал стал настоящим “гражданином мира”.
Его “загадочное” творчество в то же время близко и понятно людям разных национальностей и вероисповеданий, и это тоже одна из важнейших загадок. И, может быть, разгадка гения художника прячется именно в его родном городе, память о котором он пронес через всю жизнь? Поэтому Витебск притягивает вновь и вновь тех, кто неравнодушен к шагаловскому гению, кому понятна магия искусства и кто понимает, что после смерти великого художника его дух по-прежнему витает над родным городом, а в его картинах продолжается жизнь...
“Я оставил на твоей земле могилы предков”
Марк Шагал родился 7 июля 1887 года во время большого пожара в Витебске, когда сгорела почти треть города. Вначале родители Хацкель и Фейга-Ита имели один деревянный дом на Покровской улице, но вскоре благодаря усердному труду семья разбогатела и в кирпичном доме открыла небольшую бакалейную лавку. Торговали селедкой из бочек, овсом, пиленым сахаром, мукой и свечами. 
“Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Спешит домой нищий, степенно вышагивает богач. Мальчишка бежит из хедера. И мой папа идет домой,” — так вспоминал Шагал о своем детстве. Его мать была общительной и предприимчивой, рачительно вела хозяйство, заботилась о ближних. “Весь мой талант таился в ней”, — признавался потом художник. А вот отец был человеком тихим, набожным и работящим. Он зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом, грузил бочки с селедкой.
В 1906 году Шагал поступил в художественную школу. Два месяца юноша посещал школу Ю.Пэна, был учеником витебского фотографа, старательно овладевая мастерством ретушера. Но вдруг неожиданно посреди зимы уезжает учиться в Санкт-Петербург. На экзамене в Центральное училище технического рисования барона Штиглица Марк предложил свои рисунки. Но их отклонили. Тогда Шагал поступает в школу при императорском Обществе поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих.
В Витебск он вернулся уже состоявшимся художником с собственным почерком. И романтике он предпочел сухой документализм, создавая  витебскую серию “документов” 1914—1915 годов. Летом 1915 года в Витебске Марк женится на дочери владельца ювелирных магазинов, образованной девице Белле Розенфельд. Медовый месяц молодожены провели в местечке Заольша Лиозненского района.
В сентябре военнообязанный Шагал поступил на работу в Центральный военно-промышленный комитет Петрограда. А через три года, уже после революции, его назначают комиссаром по делам искусств Витебской губернии.
28 января 1919 года в Витебске по инициативе Шагала открылось народное художественное училище, та самая народная школа, которой ему самому так не хватало в юности. Из ее стен вышли многие известные художники — Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич... К слову, именно после конфликта с Малевичем в июне 1920 года мастер уехал из Витебска в Москву, через два года в Берлин, и наконец — в Париж. Как оказалось, навсегда. Лишь в военные 40-е Шагалы жили в США, куда выехали вместе с другими деятелями искусства Европы по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке. И именно там 15 февраля 1944 года он опубликовал свое письмо-плач “Моему городу Витебску”.
“Давно, мой любимый город, я тебя не видел, не упирался в твои заборы.
Мой милый, ты не сказал мне с болью: почему я, любя, ушел от тебя на долгие годы? Парень, думал ты, ищет где-то он яркие особые краски, что сыплются, как звезды или снег, на наши крыши. Где он возьмет их? Почему он не может найти их рядом?
Я оставил на твоей земле, моя родина, могилы предков и рассыпанные камни. Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Все эти годы меня тревожило одно: понимаешь ли ты меня, мой город, понимают ли меня твои граждане?”
Умер Шагал в возрасте 98 лет на своей вилле недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции.
“В цветах и красках моя картина Стоит на грани жизни и смерти”
Сегодня Витебск насчитывает 233 объекта, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей. Из них с жизнью и творчеством М.Шагала связаны сохранившиеся до наших дней здания народного художественного училища, дом семьи Шагал; в его честь установлены памятники, открыт Арт-центр М.Шагала. В память о всемирно известном земляке в Витебске организуются и Международные Шагаловские дни, пленэры. В городе Шагала творят 94 художника, которые являются членами Союза художников Республики Беларусь. По традиции почитатели таланта художника в день его рождения каждый год собираются на Покровской улице у дома-музея, там же проходит и театрализованное представление “В гостях у Марка и Беллы”.
В нынешнем юбилейном году сюрпризом для горожан и гостей фестивального Витебска (в эти дни проходил Международный фестиваль искусств “Славянский базар в Витебске”) стала, например, коллекция улыбок Московского музея клоунов Николая Челнокова. Заслуженный артист России, режиссер-постановщик Николай Челноков всем сердцем полюбил старый Витебск и предложил идею “клоунов” организаторам ХVII Международных Шагаловских дней. Отнюдь не случайно. Ведь тема цирка всегда была близка и дорога самому Шагалу. Почти восемь десятилетий Шагал творил свой миф, в котором причудливо сплелись библейские легенды и образы фольклорного мышления, персонажи цирка и сказки, предметы быта. Челноков привез  в Витебск 300 экспонатов клоунов, собранных по всему миру, — потешные фигурки из Америки, Японии, Италии, Франции, Бельгии... Причем все работы были авторские, эксклюзивные. И это был эффектный поклон артиста таланту художника.
С директором музея Марка Шагала в Витебске Людмилой Хмельницкой мы проходим по залам Арт-центра, и она подводит меня к цветным литографиям мэтров художественного европейского авангарда: Фернан Леже, Александр Колдер, Анри Матисс, Хуан Миро.
— Все эти работы появились у нас благодаря неоценимой помощи доктора Генриха Манделя из города Иррель в Германии, — рассказывает Людмила Хмельницкая. — С момента формирования коллекции музея он безвозмездно дарил нам большое количество графических работ Шагала из личного собрания. А еще — около двух тысяч книг, на основе которых в 2002 году нам удалось открыть специализированную научную библиотеку по творчеству Шагала и искусству классического авангарда. Большую помощь музею в оформлении графических работ оказал владелец частной галереи графики Шагала из города Майлен в Швейцарии Гюнтер Коматски.
И вообще, 17 лет назад, когда витебчане практически с нуля начали создавать музей Шагала, поддержку и помощь оказывали им не только наследники Шагала, его современники, но и те, кто никогда не встречался с Мастером, однако боготворит его творчество. В немецком Нинбурге был организован даже “круг содействия”, в который вошли доктор Кристофер Гольдман, Грета Шер, Вольфганг Копф, предприниматель Герхард Виганд. Так музей получил первые литографии Шагала и первые книги о художнике.
— С 1997 года музей установил тесные контакты с наследниками Марка Шагала — внучками Мерет Мейер-Грабер (Берн, Швейцария) и Беллой Мейер (Нью-Йорк, США), которые передали в дар музею целую коллекцию графических работ своего деда, а также взялись за организацию в Витебске и Минске выставок Шагала из собрания семьи, — рассказывает Людмила Хмельницкая. — Прошло уже пять таких выставок. А сейчас в рамках XVII Международных Шагаловских дней в музее специальная экспозиция рассказывает о самой истории формирования фондов, контактах с искусствоведами из разных стран, а также с наследниками Марка Шагала. Что касается создания каталога работ  Мастера — это очень тяжелая работа. Ведь они разбросаны в прямом смысле по всему свету. И поэтому пока даже трудно сказать, когда каталог живописи Шагала сможет выйти в свет.
Тем более что находки продолжаются. Витебские историки недавно, например, нашли в архивах новые документы об учебе Марка в местном городском училище, а также об учебе его супруги Беллы на Высших женских курсах в Москве. А сама Людмила Хмельницкая нынче занимается детальным изучением родословной художника (пока “просматриваются” витебские корни по отцу до деда и лиозненские — по матери).
Сегодня витебский музей является обладателем 96 уникальных офортов Шагала, которые были сделаны в начале 20-х годов прошлого столетия к поэме Н.Гоголя “Мертвые души”. Недавно в Москве появилось издание гоголевской классики с рисунками Шагала, которые искусствоведы уже назвали законченными произведениями искусства, тонкими и глубокими.
Дважды, в 1994 и 1997 годах в Витебске проходили и Международные Шагаловские пленэры, которые собирали именитых художников из разных стран. И, по окончании пленэра они оставляли свои собственные “маленькие шедевры” в музее Шагала. Теперь это целый срез искусства конца ХХ века из разных стран мира: работы Бориса Заборова из Парижа, Михаила Шемякина и Вильяма Светчарника из США, Любови Жуховичер из России, Леонида Щемелева, Алексея Марочкина, Владимира Савича из Беларуси и многих других.
Я рисую танец.
Я танцую рисунок
В августе программу ХVII Международных Шагаловских дней продолжила детская и юношеская летняя школа искусств, которую впервые организовали музей Марка Шагала в Витебске и бюро международного молодежного туризма “Спутник” при поддержке проекта международной технической помощи “Искусство без границ — популяризация приграничной культурной индустрии через искусство Марка Шагала и Марка Ротко”. В школу собрались молодые люди из Нинбурга, Даугавпилса и Гомеля, а также юные витебские художники. Суть эксперимента состояла в том, чтобы попытаться объединить танец и рисунок в единое целое. (О, как, наверное, понравился бы такой экспромт самому Мастеру!) Ребятам, танцующим  танец модерн из гомельской танц-компании “Диалоги” (руководитель Инна Асламова), дали в руки кисть и краски, ...запретили рисовать с натуры, только по ассоциации, по впечатлениям. И наоборот — учащиеся художественных школ должны были попробовать станцевать свой рисунок. Результат превзошел все ожидания! Совместный творческий проект вылился в лавину абстрактных ассоциаций, увлек каждого участника, в едином порыве молодежь вознесла творчество на высоты Олимпа.
Ребята увезли из Витебска самые теплые воспоминания.
В октябре юбилей Шагала был продолжен. В Витебске прошла научная конференция, посвященная творчеству мастера, с участием искусствоведов России, Беларуси, Израиля. Коллекционер Гарри Израитель привез из Бостона (США) эксклюзивную выставку почтовых марок, посвященных Марку Шагалу. (Кстати, коллекционеру удалось собрать практически все марки, выходящие в самых разных странах, всего около 200.) Выставку, которую помогло организовать посольство США в Беларуси, ее смогут увидеть не только в Витебске, но и в белорусской столице.


Автор выражает благодарность директору музея Марка Шагала Людмиле Хмельницкой за помощь в подготовке материала.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter