Снижение инфляции ведет к удешевлению кредитов

Шаг замедлят

С  18 октября ставка рефинансирования в нашей стране уменьшается до 11 процентов годовых. Это уже восьмое снижение в нынешнем году, что служит наглядной иллюстрацией позитивных процессов в экономике. Благодаря падению учетной ставки более доступными становятся кредиты для физических лиц и предприятий, что создает условия для повышения кредитной и инвестиционной активности, подстегивает потребительский спрос и темпы жилищного строительства и, как следствие, стимулирует рост экономики в целом.


— В августе 2017 года прирост потребительских цен в годовом выражении снизился до 5,3 процента. Основной вклад в замедление роста потребительских цен вносят товары, не подверженные сезонному влиянию и административному регулированию, — пояснили в Нацбанке.

Инфляция по итогам года ожидается в пределах шести процентов. Тем не менее эксперты полагают, что в четвертом квартале темпы снижения учетной ставки замедлятся.

— Думаю, до конца года этот показатель не опустится ниже 10 процентов, — прогнозирует финансовый аналитик Александр Муха. — Нацбанк займет более выжидательную позицию, чтобы убедиться в устойчивости нынешнего тренда.

К 2020 году ставится цель выйти на годовой уровень инфляции в пределах пяти процентов, а ставку рефинансирования снизить до семи процентов. С точки зрения раскручивания внутреннего спроса и повышения покупательной способности населения такой сценарий, безусловно, благо. Но не приведет ли кредитная “накачка” к “перегреву” экономики, вслед за которым может последовать новая волна девальвации?

— Еще несколько лет назад эти опасения были вполне уместны, сейчас же иная ситуация, — комментирует Александр Муха. — И вопрос тут не столько в абсолютных величинах ставок, сколько в аккуратном и взвешенном подходе Нацбанка к денежно-кредитной политике. В стране отсутствует необеспеченная денежная эмиссия, регулятор не вбрасывает “пустые деньги” в экономику. Это серьезный элемент стабильности. Кроме того, Нацбанк и Правительство взяли курс на снижение инфляции. Отсюда меняется сберегательное поведение населения. Дело в том, что с уменьшением ставки рефинансирования снижается привлекательность банковских вкладов. Они уже достигли исторического минимума.

И это удалось сделать без каких-либо негативных последствий для внутреннего валютного рынка и денежно-кредитной сферы. Не произошло серьезного оттока рублевых вкладов либо перетекания их в валютные депозиты, что могло бы привести к усилению давления на обменный курс рубля.

Но более низкие ставки уже не мотивируют граждан сберегать на срочных депозитах, и люди предпочитают держать деньги под рукой, например, на карточке, жертвуя дополнительным доходом.

— На самом деле это не очень правильно. Инфляция в стране хотя и замедлилась, но все равно присутствует, а ставки по депозитам эту инфляцию как раз перекрывают. Иностранная валюта, к слову, тоже подвержена инфляции. Поэтому деньги все же лучше размещать в инструменты, предполагающие хоть какую-то доходность, — объяснила финансовый консультант Жанна Кулакова.

Арифметика здесь простая. Сейчас инфляция в годовом выражении составляет 5,3 процента, а ставка рефинансирования — в два раза выше. Так что даже при сохранении инфляции на текущем уровне у ставки рефинансирования сохраняется “запас хода” вниз. Дальнейшее замедление инфляционных процессов этот потенциал только повысит. Отсутствие же притока средств в срочные депозиты пока не страшно, резюмирует эксперт. В банках накопился значительный объем избыточной ликвидности, которую Нацбанк регулярно изымает.

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter