Освоив субсидии ЕС на развитие альтернативных источников энергии, Польша дает задний ход

Шаг вперед и два назад

Когда в середине 2010-х Еврокомиссия делила очередной зеленый бюджет, Польша стремительно выбилась в лидеры по количеству революционных планов в энергетической отрасли. В вопросах обсуждения энергоперехода Варшава продемонстрировала такую прыть, что даже немецкие идеологи зеленой повестки не могли угнаться за ретивыми поляками. Безусловно, было ради чего торопиться с обещаниями покончить с углеродным следом самым решительным образом в обмен на миллиарды евро внешних инвестиций. И, надо признать, Польша сумела откусить вполне солидный кусок от финансирования европейского зеленого пирога. И продемонстрировали (по крайней мере, в этом вопросе) известные цинизм и договоронеспособность. Деньги освоены, а поэтому на всю катушку кидают в топку электростанций свой уголь. Мол, рабочие же места, о которых (чудо) десять лет назад местный истеблишмент не знал. Сейчас на повестку дня вышла атомная энергетика. Очередное выманивание средств? Теперь у американцев?

фото AP

Пока другие государства — члены ЕС взвешивали все за и против отказа от угля и газа, польские политики оперативно взяли на себя, так сказать, повышенные обязательства по выполнению зеленой повестки. Смета расходов на «энергетическую революцию» сопровождалась пафосными декларациями о важности обеспечения долгосрочной энергетической безопасности и достижения целей ЕС в области изменения климата. Претендуя на десятки миллиардов евро в рамках реализации европейской политики сплочения, Польша охотно раздавала обещания о децентрализации энергосистемы, развитии возобновляемых источников энергии и стимулировании их развития на местном уровне.

Перспектива стать крупнейшим грантополучателем предопределила размах планов, изложенных в адресованных еврочиновникам многочисленных трактатах. Масштабные национальные программы «энергетических» расходов были ориентированы в основном на крупные инвестиционные проекты. Только с 2014 по 2020 год на цели «сплочения» Варшава получила более 78 миллиардов евро. Значительная часть этой суммы была выделена на реализацию зеленой повестки.

Но, как говорится, обещать — не выполнять. Одновременно с окончанием «грандового» периода риторика польских властей по энергетическому вопросу кардинально изменилась. Новый взгляд на ближайшее будущее зеленых перспектив Матеуш Моравецкий подробно описал в своей статье для Financial Times. Теперь, по словам польского премьера, для обеспечения энергетической безопасности Европейскому союзу следует отказаться от зеленой энергетики и вернуться к использованию традиционных источников, в том числе к углю. Кстати, 70 процентов электроэнергии в Польше — угольная. За что страна снискала славу одного из крупнейших «загрязнителей» атмосферы в Европе. Да и в мире не на последнем месте. Что, кстати, вызывает возмущение у ближайших соседей. Той же Чехии, экология которой тоже страдает от польского угля. Впрочем, интересно другое: а куда же исчезли огромные суммы, истраченные якобы на возобновляемую энергетику?! Ветром сдуло?! Солнцем иссушило?! Почти как в целом сонме анекдотов про изобретательных коррупционеров. Не зря Брюссель при поддержке Берлина давно с сомнением относится к чистоте рук истеблишмента Польши. Не пойман — не вор. Но уж очень подозрительно выглядит такая энергетическая политика.

Впрочем, наглость — второе счастье, говорят в народе. Но, соблюдая политкорректность, назовем польскую позицию «настойчивой». Накануне парламентских выборов был вдруг услышан и голос «угольных» профсоюзов.
Противоречия по энергетическим вопросам политическая верхушка страны ловко использовала для популистского маневра и открыла очередной «фронт» боевых действий с Евросоюзом. В частности, обратилась в Суд ЕС в связи с рядом «углеродных» ограничений. Однако «состояние войны» не помешало Варшаве настойчиво добиваться от ЕС субсидий для польских угольных электростанций. Чем привели в недоумение даже очень опытных в финансовой эквилибристике еврочиновников.
Впрочем, польские власти умеют диверсифицировать риски. Известно, что Варшава планирует построить две АЭС и запустить первый энергоблок в 2033 году. Необходимые для этого инвестиции оцениваются в 32 миллиарда долларов. И в общем-то, как-то совсем неудивительно, что первая АЭС будет строиться на основе американской реакторной технологии. В случае с Польшей США — вполне предсказуемый вектор притока финансирования. Соглашение о строительстве второй атомной электростанции заключено с не менее перспективным инвестором — Южной Кореей. Тот факт, что эти планы идут вразрез со взятыми некогда обязательствами перехода на возобновляемые источники энергии, руководством страны в расчет не принимаются.

Очевидно, вследствие новой энергетической стратегии отношения Варшавы и Берлина не потеплеют. Немецкая фракция зеленых в Бундестаге уже бьет тревогу. По мнению ее членов, расположенные в нескольких сотнях километров от немецко-польской границы АЭС будут представлять потенциальную угрозу для безопасности жителей ФРГ.

Конечно, опасения немецкой стороны во многом надуманные. Но ее обиду можно понять. И зеленые идеи, и Германия как их вдохновитель были хороши, пока текли инвестиции в польскую экономику. Теперь же взоры польской провластной верхушки обращены в сторону других инвесторов. И правительство Моравецкого воспевает новые генеральные стратегии. Вот только договороспособность польской политической элиты вызывает большие сомнения. Судя по изменчивости курсов движения экономики страны, в частности энергетики как ее важнейшей отрасли, в зависимости от направления финансовых потоков договор для варшавских политиков не дороже денег. Кто поручится, что по истечении определенного времени и атомные проекты не уступят дорогу более выгодным инвестиционным планам.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter