Шаг влево, шаг вправо

О системе реабилитации ранее судимых

Каждый месяц в редакцию приходит увесистая стопка писем от жалобщиков и несколько из них обязательно от бывших осужденных. Я научился определять, что будет в этих письмах, с вероятностью 100 процентов. Могут разниться статьи в УК, может отличаться время, проведенное за решеткой. Но каждый из «бывших» непременно расскажет о том, что на свободе он, «полноправный гражданин страны», гость нежданный. Власти не дают работу, не предлагают жилье, не перечисляют на карточку «гуманитарку»... А еще смотрят волком, будто на лбу  — клеймо. Наверное, в чем–то освободившиеся правы: четкая система реабилитации ранее судимых у нас не выстроена. МВД и Министерство труда и соцзащиты все еще разбираются, кому это положено курировать по штату. Но в системе ли дело? Об этом предлагаю поговорить.


На днях мне довелось побывать на любопытном мероприятии социального характера. В Московском РУВД Минска провели акцию «Шаг навстречу». Бывшим осужденным предложили сыграть в футбол, устроили для них парочку экскурсий на предприятия. А главное, организовали ярмарку вакансий, где каждый, что называется, не отходя от кассы, мог найти своего работодателя.


На ярмарку явилось около 60 человек, состоящих на профучете. Большинство — молодые увальни. Думаю, эту «выборку» вполне можно назвать репрезентативной, а по ее поведению судить о настроениях ранее судимых в целом.


Бывшие заключенные понуро выслушали лекцию от начальника РУВД, зампрокурора района, представителей районной администрации. Вяло проглотили наставление от батюшки о необходимости духовной пищи. После каждого выступления согласно кивали головой: «Все ясно, гражданин начальник. Будем, обещаем, обязуемся». Вопросов публика не задавала.


Когда ликбез закончился, аудитория дружно поднялась с мест и бросилась к выходу. Десятка два, правда, подошли к «купцам», предлагающим работу, — в основном представителям стройтрестов и дорожных организаций. После изучения предлагаемых вакансий и зарплаты отсеялось еще человек 10. Столько же заполнили анкеты и пообещали явиться на медобследование. Все, «шаг навстречу» завершен. Организаторы акции оценили результат трезво: если удастся устроить даже несколько безработных, уже подвиг.


Что не понравилось бывшим осужденным? Ответить на этот вопрос — значит понять, почему в стране высок процент рецидива, а те, кто только отсидел, снова возвращаются в «зону». Ведь, по данным МВД, каждое третье преступление, которое совершается сейчас, — повторное. В некоторых регионах — каждое второе. Чаще всего это кражи: человек выходит на свободу, не находит работу, ворует. Почему не находит? В 2009–м из колоний и тюрем «выпустились» около 17.000 человек. Определенной законом бронью на трудоустройство воспользовались чуть больше тысячи из них. Мизер.


...Заставить работать бывших тюремных постояльцев, утверждают специалисты, невозможно. Разве только принять закон о тунеядстве. Но бывшие сидельцы — люди грамотные, тут же настрочат, что нарушают их права. И поэтому совсем неудивительно, что иному участковому гораздо более по душе поймать «бывшего» на мелком нарушении и отправить снова по этапу, чем мучаться с ним, убеждая взяться за ум.


Рассуждать, почему осужденные после освобождения не находят места в жизни, можно до бесконечности. Причин немало. И строгость нашего законодательства в плане лишения свободы (сейчас, впрочем, акцент делают на альтернативные меры наказания), и отсутствие профессиональной психологической помощи, и многие другие факторы. Результат печален: в стране сформировалась огромная каста не желающих трудиться лоботрясов, психологически не готовых жить в социуме. «Армия» эта после каждой амнистии растет. По мнению профессора кафедры оперативно–розыскной деятельности Академии МВД Ивана Басецкого, корень проблемы нужно искать не столько на воле, сколько в «зоне». Многие осужденные в колониях не трудоустроены, теряют интерес к работе. Их поведение на свободе — всего лишь следствие тюремной неустроенности.


И тем не менее шаг (пускай даже шажок) в сторону ранее судимых сделан. Дальше все зависит от них. Можно пойти налево, снова оказавшись за решеткой. Или все же направо: принять руку помощи, начав с чистого листа.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter