Для достижения мирных соглашений стороны конфликта должны сесть за стол переговоров

Шаг к диалогу

На встрече президентов Беларуси и России в Москве одной из центральных тем обсуждения была позиция наших двух стран по ситуации в Украине и призывы к Банковой остановить военную эскалацию. Но почему Вашингтон, Брюссель и Лондон продолжают накачивать киевский режим оружием и требовать от него ведения боев?


­Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

— Хотите переговоров — давайте, мы открыты, мы договариваемся. Вот документы, садимся за стол. Не будем дальше разворачивать, останавливаемся на том, что было тогда — в этих документах. Или на основании документов идем дальше, ищем какие‑то компромиссы. Если после этого не будет реакции Украины и Запада, значит, они просто не хотят мира в Украине.

Во время встречи в Кремле с ­Президентом России Владимиром Путиным, 12 апреля 2024 года.


Швейцарский формат

Так называемый швейцарский формат, который в последние месяцы так часто обсуждают мировые лидеры, является, в частности, инициативой киевского режима создать переговорную площадку с привлечением к ней стран коллективного Востока, то есть государств, которые не присоединились к санкциям против России и держат уверенный нейтралитет в конфликте.


Главной загвоздкой этого формата оказалось нежелание Киева видеть на переговорах Москву, что само по себе парадоксально. Ведь с кем можно договариваться о мире, если к переговорам не допускается одна из сторон конфликта? Поэтому многие эксперты ставят под сомнение сам заявленный характер обсуждений в Швейцарии. Отсутствие одной из сторон конфликта в таком формате, скорее, указывает на желание не заключать мир, но вовлечь в антироссийскую коалицию страны коллективного Востока. Если взять за основу эту точку зрения, то становится понятным, почему Запад так щепетильно и трепетно пытается работать с государствами Азии, Африки, Латинской Америки. Привлечение на свою сторону ЮАР, Индии, Бразилии, Китая и Саудовской Аравии дает надежду на то, что эти страны могут присоединиться к санкционной политике. Это, в свою очередь, может стать еще одним инструментом давления на Москву, чтобы вынудить ее пойти на невыгодные для себя условия, которые продвигает Запад.

Коллективный Восток против

Однако, как бы ни старался Запад, коллективный Восток не особо горит желанием участвовать в этом формате. Это и понятно. Страны «золотого миллиарда» не единожды демонстрировали свои двойные и тройные стандарты.
Так, мартовский визит главы киевского МИД Дмитрия Кулебы в Нью‑Дели закончился ничем. Индийская сторона встретила молчанием и дипломатическим нейтралитетом желание Киева вовлечь Индию в швейцарский формат.


Индийское руководство не понимает, почему должно резко осуждать Россию и поддерживать Киев. Глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар в случаях давления Запада по поводу Украины приводит в пример много разных конфликтов в других частях планеты. Эти конфликты не  замечены Вашингтоном и Брюсселем. Так же и с украинским конфликтом, который в целом Индию практически не затрагивает.

Африканские же государства двигаются в рамках собственного мирного плана и не готовы присоединяться к швейцарскому формату. Об этом еще в конце марта объявил президент ЮАР Сирил Рамафоса в разговоре с Владимиром Путиным.

Украинский конфликт продемонстрировал постепенное ослабление коллективного Запада, что создает новые возможности для Востока. Поэтому у него нет объективного мотива участвовать в мероприятиях, усиливающих США, ЕС, Великобританию и в то же время реально не направленных на решение украинского конфликта. Страны же коллективного Востока глубоко заинтересованы через мирные переговоры закрепить если и не многополярное мироустройство, то стратегическую автономию для себя, поэтому они так много сегодня выдвигают мирных инициатив.

Взгляд из Поднебесной

Особым маркером отношений к швейцарскому формату выступает позиция КНР. Это понимают как в Киеве, так и в Москве. 16 апреля в Пекин с визитом прибыл канцлер ФРГ Олаф Шольц. В рамках этой встречи Председатель КНР Си Цзиньпин приоткрыл завесу и обозначил позицию Пекина как по формату мирных переговоров, так и по принципам, на которых они должны базироваться, чтобы «предотвратить выход из‑под контроля кризиса в Украине и восстановить мир».


Четыре принципа Пекина зиждутся на отказе от извлечения выгоды из конфликта, недопущении эскалации, создании условий для восстановления мира и снижения негативного воздействия на мировую экономику, воздержании от подрыва стабильных промышленных цепочек и логистических путей.
Если говорить простым языком, то Китай призывает стороны отказаться от поставок оружия и финансирования конфликта, снизить темпы боевых действий и остановить политику расширения санкций в отношении друг друга. Именно эти моменты могут стать, по мнению китайской стороны, отправной точкой к началу мирных переговоров. Особым условием для их начала Пекин называет обязательное участие России в таких процессах. Последняя позиция фактически снимает любой вопрос по возможному участию Пекина в заявленном швейцарском формате — без Москвы.
Парадоксально, но первоначально на подобной позиции стояла и швейцарская сторона, которая еще в январе этого года устами президента Швейцарской Конфедерации Виолы Ахмерд подтвердила, что без участия России эта конференция по большому счету лишена смысла.

Стамбульские соглашения 2.0?

Подобной точки зрения придерживается и Беларусь. «Сегодня имеются все возможности сесть и договориться», — отметил в Москве Александр ­Лукашенко. Реальной же целью проведения конференции без участия России, по словам ­Президента Беларуси, является «эскалация». Более того, белорусский лидер видит нежелание Киева приступить к настоящим переговорам из‑за принципиальной позиции Вашингтона, для которого выгодна сегодняшняя ситуация. США перед осенними выборами попросту нужен в Украине тлеющий конфликт.


Однако даже в ситуации нежелания американцев реализовать мирные шаги есть другие возможности. Александр ­Лукашенко призвал обратиться к опыту уже имевших место и даже парафированных стамбульских соглашений, но исходя из новых сложившихся условий: «Достать тот документ… и двигаться по нему. Это разумная позиция. Там приемлемая позиция и для Украины. Они же согласились», — отметил ­Президент Беларуси.
Предложенный Беларусью возврат к мирным соглашениям, парафированным в Стамбуле, имеет ряд фундаментальных преимуществ. Во‑первых, он предусматривает участие в переговорах обеих сторон конфликта, что резко повышает продуктивность и легитимность их результата.

Во‑вторых, проект данных соглашений уже был достигнут. В нем присутствуют компромиссы, которые остаются и сегодня актуальными. Поэтому наиболее легко и продуктивно отталкиваться от этих наработок, чтобы за короткий промежуток времени прийти к новым мирным соглашениям с учетом актуальных реалий. Последние связаны с иным статусом Донбасса, Херсонской и Запорожской областей.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter