Послесловие к прошедшему в Хиросиме саммиту G7: «Жалкое зрелище, душераздирающее зрелище»

Шабаш G7

Еще до старта официальных мероприятий начало складываться впечатление, что встреча лидеров «семерки» должна была превратиться в несмешной фарс. Тут вам и приглашение Зеленскому выступить, и хамский отказ Байдена извиняться за сброшенную на Хиросиму 80 лет назад атомную бомбу, и обещания принять против России самые жесткие санкции. Возникало ощущение, что в городе, над которым B-29 полковника Тиббетса отворил однажды свой бомболюк, собрались члены не политико-экономического объединения, а переродившегося в современности Антикоминтерновского пакта.

Ось зла

По своему идейному наполнению очередная сверка часов в рамках «семерки» почти не отличалась от прошлогоднего сбора в Баварии. Та же русофобская риторика, те же очередные пакеты помощи Украине. По сложившейся недоброй традиции парой дней ранее и непосредственно в день начала саммита против Москвы ввели новые санкции — правда, в этот раз настолько невыразительные, что в ответ МИД РФ с долей профессионального юмора внес в ответный список Барака Обаму.

А вот действительно беспокоящим действием стало подтверждение инсайдерской информации ряда крупных американских СМИ о том, что Байден все-таки дал разрешение на реэкспорт в Украину истребителей F-16, которые так долго и нудно выпрашивал Зеленский, и даже согласился выделить инструкторов для обучения. Учитывая, что в отношении западных поставок вооружения действует правило «раз оказалось в публичном поле, значит, уже передано или готовится к передаче», то вполне вероятно, что часть срока обучения украинцами уже пройдена.

Семеро на тропе войны

Представляют интерес и отдельные заявления лидеров «семерки». Почти все они касаются главной темы саммита и несут один четкий посыл: заканчивать конфликт переговорами в обозримом будущем они не собираются. Напыщенная самоуверенность звучит почти в каждом пункте. Вот посудите сами: страны G7 собираются оставить активы РФ замороженными до тех пор, пока Россия не возместит Украине нанесенный ущерб. То есть нагло украденные Западом деньги фактически потеряны, поскольку официальные лица России неоднократно подтверждали приверженность достижению заявленных целей операции, среди которых никаких «восстановлений Украины» нет. Кроме того, в экономическом плане предлагается ограничить использование Москвой международной финансовой системы и направить усилия для предотвращения использования филиалов российских банков в третьих странах для обхода санкций.
Впрочем, «семерка» все же решила перестраховаться и подстелить соломки. Мало кто обратил внимание, но в совместном заявлении глав государств-участников указано, что хоть санкционное давление и продолжится, однако G7 хочет сохранить финансовые каналы «для необходимых транзакций». Политика двойных стандартов вышла на новый уровень.
Но самое важное было сказано в политической, а не экономической плоскости конфликта. Программное заявление доверили сделать главе Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен, которая озвучила, что равные переговоры между Украиной и Россией невозможны и Киеву нужен мир исключительно на его условиях. Таким образом, все ранее предложенные концепции переговоров G7 отвергает одним махом, поскольку и китайский мирный план, и ватиканские, и южноафриканские инициативы прежде всего предполагают прямые переговоры двух равных участников. Единственным мирным планом, имеющим право на существование, в итоговом заявлении признана инициатива Зеленского по возвращению к границам 2013 года.
Вся демагогия хиросимской встречи направлена на то, чтобы ограничить маневры России на переговорном треке. В идеале участники саммита вообще хотели бы лишить Москву дипломатической субъектности по украинскому вопросу. Бонусом к такому результату G7 видит ослабление авторитета Китая через разрушение его мирного плана.

Дипломатическая пикировка

Взаимодействие Запада с КНР стало второй по важности темой саммита. Несмотря на некоторую обтекаемость формулировок вроде утверждений о приверженности принципу одного Китая и готовности строить конструктивные и открытые отношения, итоговое коммюнике вышло, скорее, антикитайским. Так, в документе со свойственной западным дипломатам беспардонностью прошлись и по «нерыночным» практикам, якобы используемым Китаем, и по ситуации с правами человека, и по вопросам Тайваня и Южно-Китайского моря.
А вот британский премьер Риши Сунак решил рубить сплеча и заявил, что Китай представляет наибольшую угрозу для международной безопасности. Хотя на самом деле после передачи Украине крылатых ракет и вступления в истребительную коалицию такой угрозой является сам мистер Сунак.
В Москве и Пекине к итогам саммита были готовы, и довольно быстро появилась реакция МИД обеих сверхдержав. Министр иностранных дел России 

Сергей Лавров на XXXI Ассамблее Совета по внешней и оборонной политике заявил, что «решения «семерки» нацелены на двойное сдерживание РФ и КНР». Кроме этого, глава внешнеполитического ведомства отметил, что коллективный Запад поставил «громогласно и открыто для себя задачу — победить Россию на поле боя».
Не менее жесткими формулировками отметились и китайские дипломаты. Они считают, что G7 «продолжает манипулировать вопросами, связанными с Китаем, очерняет Китай и совершает нападки на него, грубо вмешивается в его внутреннюю политику». Кроме того, Пекин в лице официального представителя МИД Поднебесной Ван Вэньбиня решительно выступил против незаконных ограничений G7, вводимых без одобрения ООН.

Гастроли продолжаются

Особый фурор вызвало появление на саммите Зеленского собственной персоной. Вообще, его до последнего не ждали, и хозяин саммита Фумио Кисида признался журналистам, что было нелегко встроить гостя в плотный график встреч. Впрочем, если американский хозяин решил, что его украинский вассал должен посетить Хиросиму, то премьеру Японии оставалось лишь взять под козырек.
В свойственной ему манере Зеленский вел себя как отменный хам. На запланированную встречу с бразильским лидером он не явился, никак не оповестив партнера об отмене или переносе переговоров. Очень похоже на мелочную месть со стороны Байдена за триумфальный апрельский визит Да Силвы в Пекин.
Впрочем, даже хозяевам саммита Зеленский умудрился испортить настроение, сравнив Хиросиму после атомной бомбардировки со взятым в субботу штурмовиками «Вагнера» Бахмутом. В Японии это больная тема, и затрагивать ее в таком контексте — примерно то же самое, что усомниться в Холокосте в Израиле. Однако державшемуся с грацией слона Зеленскому, похоже, было решительно наплевать. Он приехал для того, чтобы получить очередные заверения в поддержке и услышать от Байдена информацию о поставках истребителей. И главе киевского режима все требуемое свалилось прямо в руки. Более того, в украинском кризисе теперь еще большее участие примет Япония: Токио объявил о поставках 100 армейских грузовиков и 30 тысяч сухпайков. Ранее Страна восходящего солнца ограничивалась передачей касок и бронежилетов, а также частными поставками, но теперь сопротивление Кисиды пало и можно не сомневаться, что вскоре на фронте появится и японское летальное вооружение.

Хроники деградации

А ведь когда-то «Группа семи» (так правильно расшифровывается аббревиатура G7) была настоящей площадкой для диалога, а не клубом агрессивных милитаристов во главе с вашингтонским председателем. Действуя с 1975 года, этот неформальный клуб глав Великобритании, США, Германии, Канады, Италии, Франции и Японии на своих встречах обсуждал множество вопросов первостепенной для человечества важности. И хотя организация и по сей день является неформальной, а ее решения вовсе не обязательны к исполнению, именно на ее полях лидеры имели возможность провести те самые встречи, которые потом формализовывались в межгосударственные договоренности.
Например, на первом саммите во французском замке Рамбуйе стороны тогда еще G6 обсуждали способы отказаться от ведения торговых войн. Спустя 3 года в западногерманском Бонне лидеры стран искали пути замедления инфляции. Во дворце Акасака в 1993‑м говорили о ядерном разоружении, а уже в 1996‑м совместно работали над разрешением региональных конфликтов — в этот момент в самом разгаре были войны на обломках Югославии.
Какое-то время в составе клуба была и Россия. Будущие историки наверняка назовут этот короткий период как-нибудь романтично, вроде «потепления» или «разрядки», но на самом деле он оказался всего лишь кратким интербеллумом между холодной войной и нынешним глобальным противостоянием. Тем более что сразу после воссоединения Крыма с Россией, которое по иронии судьбы произошло в год председательства Москвы в «восьмерке», остальные участники приняли решение вновь обособиться.

Хотя шаг, сделанный западными державами в стиле обиженных девчонок, и привел к тому, чтоб Владимир Путин перестал посещать собрания элитарного клуба, Россия в повестке организации прописалась плотно. Только вдумайтесь: с 2014‑го темы, связанные с Россией, были доминирующими в 2014, 2015, 2019, 2022 и 2023 годах, а в 2017‑м при обсуждении вопроса гражданской войны в Сирии Москву также обвиняли во всех бедах Дамаска.

Впрочем, что именно выиграла «семерка» от очередной смены цифры в аббревиатуре, судить трудно. До 2020 года все шло довольно неплохо, но пандемия, а за ней и старт глобального разворота на Восток серьезно пошатнули позиции G7. Наиболее ярко тупик, в который зашла организация, иллюстрируют апрельские данные по росту мирового ВВП: G7 обеспечивает только 30,7 процента, тогда как БРИКС — 31,5. И это не говоря о том, что статус стран «семерки» в рамках формата G20 тоже не ахти: «двадцатка» активно сотрудничает с Россией, а все больший вес в ней получают страны, выступающие за равноправное сотрудничество, а не диктатуру Вашингтона.
Невольно начинаешь думать, что инициатива Трампа предложить России вернуться в состав клуба, которую возмущенно отвергли другие члены, была не внезапным приступом альтруизма, а прозрением о нынешних глобальных изменениях.
Прошедший в выходные саммит G7 со всей ясностью дал понять, что Запад всерьез воспринимает свое противостояние с Россией и намерен нанести Москве максимальный урон руками своих украинских сателлитов. Китай как партнер РФ и влиятельная третья сила тоже на прицеле, и судя по итоговому коммюнике, «семерка» собирается методично давить на болевые точки Поднебесной. Курс на конфронтацию, коллективно одобренный в Хиросиме, буквально вынуждает две близкие супердержавы объединять дипломатические и экономические усилия для противостояния враждебному альянсу. Из заявлений лидеров «Группы семи» также понятно, что Вашингтон вполне понимает нависшую над ним угрозу потери статуса мирового жандарма и собирается отстаивать свои позиции до конца.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter