Сезонный синдром

Наш организм хорошо отрегулирован природой, и требуется мощная деструктивная система, чтобы его разрегулировать
Наш организм хорошо отрегулирован природой, и требуется мощная деструктивная система, чтобы его разрегулировать

Людмила Панова из Гомеля написала в редакцию: «Моя 14–летняя дочь все больше меня тревожит. Стала злой, раздражительной, часто закрывается в комнате. На все мои вопросы грубит, отвечает: «Отстань, у меня депрессия». Но разве может быть депрессия в таком возрасте?» Читатели задают немало и других вопросов о заболеваниях, связанных с нарушениями психики. Кстати, авторы таких писем обычно неразборчиво пишут свою фамилию, адрес. Словно чего–то стесняются... Ответить на вопросы наших читателей мы попросили главного психотерапевта Министерства здравоохранения доцента Анатолия Алексеевича ГОЛОВАЧА.

— Анатолий Алексеевич, известно, что с приходом весны у многих людей обостряются самые разные хронические заболевания. Ощущают ли это психотерапевты?

— Сезонные переходы снижают адаптационные способности человека. Я думаю, это ощущают врачи всех специальностей, в том числе и психотерапевты. В нашей практике чаще всего встречаются сезонные аффективные нарушения эмоций, среди которых депрессия и тревога являются превалирующими. Увеличивается количество больных, в том числе тех, кого вроде бы уже вылечили.

— А какова динамика заболеваний, связанных с расстройством психики?

— Такие заболевания, как эпилепсия, шизофрения, имеют сравнительно небольшой удельный вес в общей структуре заболеваемости, из года в год показатели практически одни и те же. Что касается других расстройств, невротических и поведенческих, то психотические расстройства, такие как тревога, беспокойство, нарушение сна, встречаются так же часто, как и в большинстве развитых стран. По каждому заболеванию есть своя статистика. Например, депрессивные расстройства составляют 17 — 18 процентов от общей популяции населения. То есть достаточно высокий процент. То же самое, но в меньшей степени и в динамике тревожных расстройств. Это, по–видимому, плата за цивилизацию. Рост темпа жизни, потребность в приспособлении к новым условиям зачастую не соответствуют возможностям человека как существа инертного по своей сути. Нарушается устоявшийся ритм работы нервной системы. Отсюда невротические расстройства.

— А существуют ли различия в заболеваемости сельского и городского населения?

— Практически нет. На селе живут в основном пожилые люди, для них характерны сугубо возрастные изменения. К тому же в сельской местности условия для своевременной диагностики затруднены. Психотерапевт или психиатр есть только в районном звене. Низкий процент заболеваемости — не за счет условий жизни, а за счет худшей выявляемости.

— Есть ли психические расстройства, присущие людям разных возрастных категорий?

— Разумеется. Есть заболевания, характерные для детско–юношеского периода, а есть целая группа расстройств, характерных для пожилых. Это заболевания, связанные с приобретенными расстройствами сердечно–сосудистой системы, артериальным атеросклерозом. Например, редко кто из молодых страдает артериальной гипертензией, которая имеет свои психические особенности. Но в целом гамма невротических расстройств, то есть то, с чем чаще всего сталкиваются психотерапевты, приходится на возраст от 25 до 45 лет — наиболее трудоспособный период.

— Милицейские сводки сейчас заполнены сообщениями о преступлениях бытового характера. Потом свидетели говорят: «Да вроде нормальный был человек, и вдруг...» Как вообще специалисты определяют, нормальный ли тот или иной человек, склонен ли к неординарным и опасным поступкам? Возможен ли такой диагноз в принципе?

— Скажу так: ничего не бывает на пустом месте. Обязательно была какая–то ситуация, какое–то расстройство, которое окружающие просто не заметили. Это касается как самоубийств, так и убийств. Что касается суицидов, то тут имеют место психические расстройства, которые протекали очень завуалированно и зачастую связаны с депрессивными нарушениями. Если говорить об убийствах, то большой их процент приходится на людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Как известно, алкоголь растормаживает личность, снижает критическое восприятие, вызывает недооценку ситуации. Особенно это опасно для людей, изначально склонных к агрессии. Проблема есть, и очень серьезная, но ею можно управлять — я говорю об убийствах и самоубийствах, связанных с алкогольной интоксикацией. Кстати, наиболее часты суициды в период так называемого синдрома отмены, когда развиваются ярко выраженные депрессивные расстройства. В этот период человек понимает, что не руководит собой, не может жить без алкоголя, становящегося порой смыслом жизни. Тогда же часты случаи белой горячки: у больного возникают галлюцинации, будто за ним кто–то гонится, заставляя спрыгнуть с балкона или броситься в окно. Есть отдельная категория самоубийств — когда человек обнаруживает у себя серьезное заболевание, например онкологическое. И впадает в панику. Интернет заполнен рассказами о самоубийствах среди молодежи и подростков. Многие, наверное, читали о жуткой истории, когда две девочки прыгнули с 12–го этажа, взявшись за руки... Возвращаясь к письму из Гомеля, с которого мы начали разговор, скажу, что такое поведение в переходном возрасте едва ли необычное явление. И все же его надо исследовать. Матери нужно обязательно установить контакт с дочерью. Даже если придется привлечь друзей, врачей. Нельзя подростка оставлять один на один со своими мыслями и проблемами.

— Считается, что слишком громкая музыка отрицательно влияет на здоровье.

— Существует особое влияние ритмов и громкости звуков на организм человека. 120 ударов в минуту — ритм барабана, и громкость с большим количеством децибелов, воздействуя на мозг, приводят к торможению многих его структур. Это вызывает высвобождение подкорки с ее буйством, ее эмоциональностью. Люди, слушающие громкую музыку и получающие от этого удовольствие, находятся в своеобразном трансе, порой не осознавая критически окружающий мир, свое собственное поведение. На рок–концертах многие молодые люди рыдают, трясутся, хлопают, словом, делают то, чего бы не сделали в повседневной жизни. Здесь мы явственно наблюдаем влияние на психическую сферу ритмов, громкости и других составляющих звуков, которые могут спровоцировать не только неблаговидные поступки, но и приступ латентно текущей эпилепсии. Конечно, так происходит далеко не со всеми людьми, но надо это иметь в виду, особенно подросткам.

— Анатолий Алексеевич, как можно расшифровать с точки зрения психотерапевта выражение «старые, что малые»?

— Дело в том, что старость снижает многие защитные свойства организма. Не случайно лекарства пожилым людям назначают почти в тех же дозах, что и маленьким детям. Что касается психической сферы, то пожилые люди становятся ранимыми, мнительными, себялюбивыми, а порой откровенно эгоистичными. В силу атеросклеротических изменений сосудов мозга поведение человека в преклонном возрасте отличается от поведения человека 40 — 50 лет. Добавьте сюда нарушение памяти, снижение критической самооценки. Словом, старость — не радость.

— Каков, по–вашему, сегодняшний уровень нашей психиатрии? Используют ли специалисты, работающие в этой области, новейшие медицинские и научные разработки?

— В Беларуси развитая сеть психотерапевтической помощи. В подходе к лечению расстройств психики, сопровождающих другую болезнь, мы берем за основу биопсихосоциальную концепцию. Она включает в себя излечение биологической части болезни биологическими же методами. Затем лечится психологическая часть психотерапевтическими методами. А социальная часть — поле работы социальных психологов. Нельзя оставить без должного внимания ни одну из этих составляющих заболевания.

— Сейчас можно услышать много полезных советов, как лучше питаться, как уберечь себя от тех или иных заболеваний. А как уберечь свое психическое здоровье?

— Уровень притязаний должен соответствовать уровню реальных возможностей. Нужно избегать всеми способами внутриличностного конфликта. Можно, конечно, мечтать, думать о том, чего бы хотелось, но на практике нужно жить реальными категориями. Конечно, очень важен и здоровый образ жизни. Сочетайте разумно физические и умственные нагрузки. Рационально питайтесь, следите за сном. Если 3 — 4 раза в неделю у вас бессонница — это уже повод обратиться к специалисту. Человек должен быть защищен от перегрузок. Если же появляются пугающие признаки, нужно спокойно и объективно оценить ситуацию и сделать что–то, что компенсировало бы ее. Вообще, организм наш очень хорошо отрегулирован природой и требуется мощная деструктивная система, которая разрегулировала бы его. За две недели отдыха человек восстанавливается полностью. Если за этот срок восстановление не произошло — это серьезный повод обратиться к врачу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter