В ЕЭК поддержали позицию Беларуси в споре с Россельхознадзором

Сезонное обострение

Наши производители и экспортеры продуктов питания заметили одну забавную закономерность — риторика российского ветеринарного и фитосанитарного регулятора год от года обостряется именно к новогодним праздникам. Как раз к тому моменту, когда потребитель начинает задумываться над вопросом, что же ему поставить на стол. В таком постоянстве можно заподозрить недобрый умысел: закрывая нашим предприятиям путь на магазинные полки, организации как будто расчищают его для российских производителей. А в январе, когда присутствие белорусских продуктов в рознице не столь принципиально, гайки незаметно ослабляются. Россиян понять легко: по многим позициям с нашими компаниями местным мясникам и молочникам тягаться не так–то просто. В итоге в ход идет банальное лоббирование интересов. За руку, конечно, никто никого не ловил, но, простите уж, подобные выводы напрашиваются сами собой.



«Продовольственные войны» были бы хороши в условиях существования государственной границы между Беларусью и Россией. С КПП на таможенном терминале, строгими, принципиальными контролерами, досмотром грузов и прочими необходимыми атрибутами. В условиях существования ЕАЭС приходится идти на различного рода ухищрения, только бы не дать проникнуть «опасным», с конкурентной точки зрения, белорусским товарам на российские полки. В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) согласились прокомментировать вопросы соответствия наших продуктов ветеринарно–санитарным требованиям Российской Федерации, качества такой продукции, а также реэкспорта так называемых санкционных продуктов питания. Откровенно говоря, позиция наднационального органа явно противоречит той логике, которую нам пытается навязать Россельхознадзор.

— По нашему мнению, действия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору не соответствуют установленным требованиям в актах комиссии, — считает директор Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер ЕЭК Игорь Гаевский. — В соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории союза его требования применяются в отношении товаров, указанных в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному надзору. В частности, положение устанавливает порядок осуществления контроля госорганами и учреждениями государств ЕАЭС, осуществляющими деятельность в области ветеринарии, за подконтрольными товарами на таможенной границе и на таможенной территории союза для недопущения ввоза на таможенную территорию ЕАЭС и перемещения опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.

Читайте также: Ху из Данкверт?

Глава департамента указывает на важный момент: при этом в Едином перечне товаров, подлежащих ветеринарному надзору, установлены отдельные категории продукции животного происхождения, которые подлежат контролю в части эпизоотического благополучия, без проведения лабораторных исследований на соответствие требованиям союза.

— То есть речь идет о благополучии ветеринарно–санитарной обстановки на территории, с которой выходит груз. Требование в перечне указано только по этому критерию, лабораторные испытания не нужны, — пояснил Игорь Гаевский.

Но действительно ли белорусская сторона злоупотребляет тем, что Россия, объявив антисанкционную кампанию, отказалась от товаров из ряда европейских стран и США? Какого мнения придерживается ЕЭК в вопросах реэкспорта и правомочны ли заявления Россельхознадзора о недобросовестности белорусских предприятий?

Директор Департамента агропромышленной политики ЕЭК Станислав Бубен напоминает: в Беларусь поступают товары из третьих стран, в том числе включенные в санкционный российский список. Если поступивший к нам товар прошел переработку — очистку, засолку, термическую обработку и так далее — и маркируется нашим производителем, то данный товар является белорусским и в переработанном виде может свободно использоваться во внутренней торговле на рынке ЕАЭС. Так что набившие оскомину претензии к креветкам и морской рыбе несостоятельны.

— Уверен, чтобы определить в случаях, вызывающих сомнение, страну происхождения товара, технологические возможности предприятий, необходимо проводить детальную проверку по каждому конкретному случаю. И только на основании результатов делать какие–либо выводы, — говорит Станислав Бубен. — В связи с этим вызывает сомнение обоснованность заявлений Россельхознадзора о невозможности белорусских предприятий выпускать молочную продукцию с нормальным содержанием белков, определенной жирности.

Речь идет о недавнем молочном скандале — в российских СМИ стали появляться сообщения о том, что в питьевом молоке находят примеси молока сухого. Заявление российских ветеринаров о несоответствии нашей «молочки» заявленным стандартам для многих наших предприятий оказалось чем–то сродни эффекта снежной шапки, упавшей за шиворот. Однако в соответствии с Договором о ЕАЭС для применения и исполнения техрегламентов используются стандарты из перечней к регламентам либо аттестованные на государственном уровне методики, напоминает Игорь Гаевский. Увы, при контроле белорусского молока Россельхознадзор применял методику, которая не только считается устаревшей, но и не внесена в Федеральный информационный фонд Российской Федерации по обеспечению единства измерений. То есть на территории Российской Федерации для надзорно–контрольной функции использована быть не может.

Техническая ошибка, возможно, дорого обойдется нашим молочникам. Некоторые потребители ведь могли послушать российских экспертов и исключить эти продукты из своего рациона. Увы, снять разногласия стран по вопросам поставки продовольствия оперативно не получится. Но в ЕЭК обязуются выступить в роли мирового судьи. Какие действия комиссия намерена предпринимать в целях улучшения взаимодействия надзорных органов государств союза?

— В целях рассмотрения вопросов взаимных поставок товаров комиссией уже предложены изменения в соответствующие акты союза. При этом ЕЭК проводится планомерная работа по совершенствованию систем надзора в государствах, — говорит Игорь Гаевский. В частности, по его словам, в высокой степени готовности находится документ, регулирующий вопросы прослеживаемости животноводческой продукции на рынке ЕАЭС.

КСТАТИ

С весны нынешнего года действует белорусско–российская программа мониторинга качества и безопасности пищевых товаров. В ней добровольно приняли участие уже 75 наших предприятий. Продукцию на предмет качества изучают независимые лаборатории.

benko@sb.by

Советская Белоруссия № 241 (25123). Четверг, 15 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter