Съезд объединил учителей

У систем образования стран СНГ общие задачи и сходные проблемы, поэтому решать их проще, объединив усилия. Таков, пожалуй, основной вывод, который можно сделать по итогам I Съезда учителей, работников образования государств – участников СНГ. Вместе – к новому качеству образования

У систем образования стран СНГ общие задачи и сходные проблемы, поэтому решать их проще, объединив усилия. Таков, пожалуй, основной вывод, который можно сделать по итогам I Съезда учителей, работников образования государств – участников СНГ.

Вместе – к новому качеству образования

Белорусский стенд. фотоСъезд педагогов стран Содружества, в котором участвовало более 500 делегатов из 9 стран, прошел в Астане 26-27 апреля впервые за 19-летний период существования СНГ. В течение почти двух десятилетий региональные системы образования развивались автономно, в известном смысле варясь в собственном соку. «Съезд дал возможность изучить, проанализировать особенности каждой системы и понять, что далеко в своих подходах мы не разошлись, – комментирует итоги руководитель белорусской делегации заместитель министра образования Беларуси Казимир Фарино. – Нам удалось определить и систематизировать проблемы, которые характерны для всех наших стран». Важнейшая из них – повышение качества образования и его доступность. Эта проблема тесно смыкается с проблемой подготовки педагогических кадров, ведь выйти на новое качество образования можно только через учителя, убежден Казимир Фарино. К слову, одним из практических итогов съезда стало подписание соглашения о сотрудничестве между белорусской Академией последипломного образования и российской Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Однако мало подготовить квалифицированного педагога – нужно еще удержать его в системе образования. А для этого необходимы и материальные стимулы, и изменение отношения к учителю в обществе. Готовых рецептов того, как повысить статус учителя, на съезде не прозвучало. Но отрадно уже хотя бы то, что говорили о существующей проблеме не только педагоги-практики, но и руководители отрасли образования.

Научить учиться

Съезд учителей в Астане. фотоВопрос «Чему и как учить?» также звучал на съезде, что закономерно: за последнее десятилетие общество сильно изменилось, а вот содержание обучения оставалось почти неизменным. Общаясь с участниками съезда, удалось выяснить, что многие из них сходятся во мнении: сегодня обучать нужно не только и не столько конкретным дисциплинам, сколько умению учиться и добывать нужную информацию. Только в этом случае учащийся впоследствии будет конкурентоспособен на рынке труда.

Познакомиться с различными средствами обучения делегаты съезда смогли на выставке-ярмарке, в рамках которой свои образовательные достижения и учебную литературу продемонстрировали Казахстан, Беларусь и Россия. Здесь в изобилии были представлены и традиционные учебники – отказываться от них пока никто не собирается. (Кстати, белорусскими учебными пособиями заинтересовались гости из большинства стран СНГ.) Но нетрудно было заметить, что повышенным вниманием посетителей пользовались стенды, где демонстрировались электронные средства обучения.

«Каждый учитель, разрабатывая урок, обращается к множеству источников. Он комбинирует различные компоненты и информацию, будто складывает мозаику. А когда все это собрано в единую базу, что дает возможность легко монтировать различные компоненты и даже варьировать их непосредственно в ходе урока, – это просто замечательно, – делится впечатлениями от увиденной на выставке модульной мультимедиа системы, которую привезли россияне, учитель истории из логойской СШ № 1 Зоя Виноградова. – Мне также очень понравилась идея электронных комплексов, которые включают в себя не только электронный учебник, но также электронный атлас, рабочий тренажер, практикум, контрольные работы. Можно, конечно, научить и по традиционному учебнику. Но возможности, которые дают такие комплексы, гораздо шире».

Инициативу белорусов поддержали

Астана, съезд учителей. фотоПонятно, что, собравшись вместе после долгого перерыва, участники съезда много времени уделили общему знакомству с системами образования стран СНГ. На прямой диалог «главных героев» съезда – учителей осталось не так много времени, как хотелось бы. И все-таки голос учителя и, в частности, белорусского педагога был услышан.

Учитель трудового обучения и черчения из СШ № 13 г. Жлобина Виталий Гузов выступил с инициативой провести олимпиаду учащихся стран СНГ по трудовым дисциплинам. «Долгое время эти дисциплины существовали как бы на обочине олимпиадного движения. Немногие задумываются о том, что в процессе обучения, к примеру, работе с конструкционными материалами – деревом, металлом ребята развивают способности и приобретают навыки, которые потом пригодятся во многих профессиях – от строителя до врача-хирурга, – говорит Виталий Васильевич. – Я счастлив, что наше с коллегами предложение, которое я озвучил, поддержали и соответствующее решение закреплено в резолюции съезда».

Пожалуй, главным итогом съезда можно назвать то, что учителя смогли получить из первых уст информацию о том, чем живут их коллеги в других странах СНГ. Как призналась делегат от Казахстана после мастер-класса педагога-новатора из Витебска Михаила Волкова, воспитавшего рекордное количество победителей республиканских и международных олимпиад по математике, общение с белорусскими учителями даже в чем-то изменило ее представление о нашей стране. «Я столько полезного и интересного от вас всех услышала, записала. Это замечательно, что вы к нам приехали и мы смогли так тесно пообщаться», – заключила она.

Ольга КИСЕЛЕВА, «ЗН», фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter