Сею разумное, доброе, вечное. Требуется посадочный материал...

Уж сколько лет реформируется общеобразовательная школа, а вопрос, чему и как учить, задается сегодня не реже, чем, скажем, 5 лет назад.
Уж сколько лет реформируется общеобразовательная школа, а вопрос, чему и как учить, задается сегодня не реже, чем, скажем, 5 лет назад. На днях Министерство образования предложило педагогам и методистам, съехавшимся на республиканский семинар-совещание, в очередной раз нарисовать завтра белорусской школы. Картина получилась довольно пестрая.

Тревожное у меня ощущение - сформулировать конечную цель многих экспериментов не в состоянии ни теоретики-разработчики, ни практики-исполнители. Да и готовы ли рядовые учителя к такой новаторской деятельности, тоже большой вопрос. Очевидно: реформируемой школе нужен новый учитель. Какой именно? Хороший педагог? Несомненно. Но одних педагогических навыков мало. Современный учитель-предметник обязан знать свою дисциплину на глубоком, фундаментальном уровне и быть в курсе новых веяний в методике ее преподавания. Только в этом случае у наставника исчезнет страх перед понятием "эксперимент". В свою очередь идеологи реформы обязуются впредь более четко определять цели и задачи каждого нововведения.

Если в стране много учителей (а в Беларуси их примерно 150 тысяч), значит, жизнь продолжается. Увы, в нынешнем году выпускников педвузов и педучилищ оказалось гораздо больше, чем учительских вакансий. К примеру, только новоиспеченных учителей начальных классов почти в 2 раза больше, чем свободных рабочих мест, - готовят этих специалистов и в вузах, и в колледжах. Как сбалансировать спрос и предложение, чтобы сохранить педагогический потенциал страны для будущих поколений учеников, ведь рано или поздно демографическая ситуация изменится?.. Более того, сегодня сеятели разумного, доброго, вечного как никогда нуждаются в поддержке государства. Любой труд, а тем более учительский, требует соответствующего материального вознаграждения: 145 долларов - такой, пообещал Александр Радьков, должна быть средняя зарплата учителей в 2004 году.

И еще одна новость, прозвучавшая на республиканском семинаре-совещании. Совсем скоро школа перестанет жить по инструкции и начнет жить по Закону "Об общем среднем образовании". В этом документе будут сведены воедино все реформенные новшества: переход на обязательное 10-летнее базовое образование, профильное обучение, пятидневка, 10-балльная система оценки знаний и т.д. Отдельный пункт - права учеников и учителей. Кстати, в главном образовательном ведомстве страны ждут предложений от всех, кто заинтересован в законности учебного процесса.

В 2004 - 2005 учебном году подготовительные классы будут переименованы в первые. Соответственно вторые - станут третьими и т.д. Всем первоклашкам-2005 предстоит грызть гранит науки по единому учебному плану. Впрочем, пока что этот план существует ни много ни мало в 32 вариантах. Увы, по мнению заместителя министра образования Казимира Фарино, все они несовершенны - не хватает предложений от педагогов-практиков. Тем, кто учится в одиннадцатилетке, перемены не грозят: ребята продолжат учебу по старым учебным планам.

А вот без пяти минут выпускников ожидают довольно существенные новшества. Скажем, не 4, как в прошлом году, а всего 3 экзамена: два обязательных - в форме бесплатного централизованного тестирования по русскому (белорусскому) языку и письменно по математике, третий - по желанию ученика. Ребята, которые те или иные дисциплины изучают на повышенном и углубленном уровне, третий экзамен смогут выбрать из профильных предметов. Порадоваться бы, что "разгрузили" выпускников, но... В Республиканском институте контроля знаний признают: обязательное тестирование - не то же самое, что добровольное. Не секрет и то, что между разработанными РИКЗ тестовыми заданиями и школьными программами по тем же языкам существуют некоторые расхождения. Времени же настроить будущих участников обязательного тестирования на совершенно непривычную для них форму демонстрации знаний фактически нет. Зато есть от чего схватиться за голову выпускникам сельских школ. Мало того что уровень подготовки ребят из села традиционно, увы, не сравнить с багажом знаний учеников элитных городских школ, так и с компьютером многие из них знакомы постольку поскольку...

Расширится перечень предметов для добровольного платного тестирования: предположительно к математике и физике добавятся химия, биология и два иностранных языка. Окончательный вариант списка станет известен после официального утверждения правил приема в вузы, то есть не позднее декабря. Облегчить участь будущих участников централизованного тестирования берется мозырское издательство "Белый ветер", которое вскоре выпустит в свет сборники тестовых заданий. Так что убедительная просьба не покупаться на предложения "нелегальных" продавцов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter