Народная газета

Сейчас вылетит птичка!

Ликбез для начинающих фотоохотников

Попробовать себя в роли фотографа сегодня может каждый — камерами оснащены все современные мобильные телефоны. Но одно дело — селфи, и совсем другое — съемка диких животных в природе. Здесь надо обладать специальными навыками, знать повадки птиц и зверей. Чтобы облегчить эту задачу, в национальных парках, заказниках, охотничьих хозяйствах сооружают вышки, организуются тематические туры. Но можно и не забираться в глухую чащу. Удачный кадр реально сделать даже рядом с домом, в сквере, по пути на дачу. Да где угодно. Стоит лишь проявить наблюдательность и держать камеру наготове. Провести небольшой мастер-класс для читателей “НГ” согласился фотограф Юрий Горид


Правило № 1. Позаботьтесь о технике. Невозможно на обычный объектив сфотографировать зверя так, чтобы он вас не испугался. Нужна техника, которая будет сильно приближать картинку. Фотографы, профессионально снимающие дикую природу, пользуются объективами с фокусным расстоянием как минимум 600 мм. Однако стоят они недешево — 12—15 тысяч долларов. Позволить себе такое удовольствие могут немногие, поэтому рассмотрим другие варианты.


Скажем так, если у человека нет миллиона долларов, но хочется снимать дикую природу, ему следует приобрести фотоаппарат с кропнутой матрицей. Это не full frame, полнокадровая камера, а камера с урезанным светочувствительным элементом. Плюс такой техники в том, что она дешевле полноформатной и позволяет при аналогичном объективе более сильно приближать объекты. Фокусное расстояние объектива, поставленного на такую камеру, будет увеличиваться кратно ее кроп-фактору. К примеру, я пользуюсь объективом 70—300 мм, ставлю его на камеру с кроп-фактом 1,5 — в итоге получаю 450 мм. Это позволяет находиться еще дальше от объекта съемки.

Правило № 2. Всегда держите камеру при себе, причем включенной. Идеальный вариант — фотоаппарат висит у вас на шее или лежит в машине на пассажирском сиденье. Потому что вероятность случайно встретить дикого зверя есть всегда, не обязательно ради этого сидеть часами в засаде. Лисы, зайцы, косули нередко гуляют у дорог. Поэтому у меня часто съемка происходит таким образом: еду за рулем, вижу зверя, хватаю фотоаппарат и щелкаю из форточки автомобиля, пока животное не успело убежать. А чтобы испугаться человека, ему хватает доли секунды. Вот и остаются в кадре спины и попы животных. Но разве этого добивается фотограф?


Хорошее решение — попытаться предугадать траекторию движения зверя. К примеру, лисы всегда бегут прямо вдоль какой-то тропинки. Зная это, однажды сделал следующее. Увидел лису у дороги, но не стал тут же выходить из машины и пугать ее — проехал вперед метров 400, вышел из машины и присел в траве навстречу зверьку, накинув маскировочный серый плащ. Лиса, как и предполагал, бежала прямо, пока не учуяла человеческий запах и не замерла метрах в сорока от меня. Я в этот момент — на затвор... Лиса убежала, но кадры остались восхительные, даже усы можно рассмотреть на ее мордочке.

Правило № 3. Не бойтесь снимать, заранее зная, что звери испугаются и убегут. Чаще всего они так и делают: только остановился, достал фотоаппарат, и до свидания — твой объект начинает улетать или убегать. Но если животные молодые, которые не видели ни человека, ни автомобиля и не знают, как себя вести, есть несколько секунд, когда они в замешательстве прямо смотрят на тебя — отличная возможность для съемки. Но, опять же, снимать надо очень быстро. И даже если звери, скажем, заяц или лиса, начали убегать, только завидев вас, не спешите опускать фотоаппарат. Смотрите в видоискатель. Очень часто звери останавливаются и оборачиваются, чтобы убедиться, что находятся в безопасности. Причем делают это очень изящно.


Правило № 4. Не ставьте цель сфотографировать животное как можно крупнее. Вы же не биологию изучаете. Важно не столько то, какие глаза у животного или клюв у птицы, сколько композиция кадра. Например, вы видите цаплю, которая сидит на дереве, упавшем в реку. Но она находится очень далеко от вас. Неужели не стоит это снять? Еще как стоит! Сюжет ведь замечательный. Спокойно относитесь к тому, что ваша техника не способна сильно приближать — значит, больше поместится очаровательной белорусской природы.

Правило № 5. Изучайте повадки животных. Не обязательно читать специализированную литературу, но можно делать кое-какие заметки. Например, у журавлей есть привычка рано утром встречать рассвет громкими криками и точно так же вечером провожать последние солнечные лучи. В это время получаются восхитительные кадры. Но чтобы их сделать, нужно быть бесшумным и незаметным — “превратиться” в куст или тюк.


Правило № 6. Выбирайте для съемки солнечный день. Поскольку животные быстро передвигаются, снимать их нужно на короткой выдержке, минимум 1/2000 секунды. Лучшие условия для съемки на короткие выдержки — яркий солнечный день или хотя бы солнце, пробивающееся сквозь тучи. При пасмурной погоде фотографии получаются довольно тусклыми. Освещение лучше выставлять заранее в ручных настройках камеры. В отличие от автоматики это даст правильную экспозицию и стабильный результат.

Правило № 7.
Не забывайте о собственной безопасности. Увлекшись съемкой, можно зайти далеко в лес и попасть в неприятность. К примеру, встретиться один на один с диким животным. Никуда не залезешь, не спрячешься — придется отбиваться фотоаппаратом. Вышел я как-то вечерком поснимать журавлей. Шел вдоль кукурузного поля, смотрел в видоискатель, думал, что получится из-за высокой кукурузы поснимать этих пугливых птиц. И вдруг обомлел — из леса навстречу мне двигались два волка. Первый раз в жизни увидел! Страшные до жути. Серые морды, ужасающие глаза, клочковатая шерсть... И главное — вот моя реакция: коленки дрожат, а я щелк-щелк-щелк. Ведь что еще делать, не знаю. Бежать к машине не вариант — не осилю так быстро километр, догонят. Защищаться? Не спасет и тяжелый объектив. Еще с одним можно побороться, а с двумя — собьют с ног в два счета. Потом уже прочитал, что в таких ситуациях советуют оставаться на месте, не бежать и не провоцировать волков. Можно поднять вверх объектив, чтобы казаться выше. Я же стал тихонько уходить, периодически оборачиваясь, а как только зашел за кукурузу, руки в ноги и к машине!

После этого случая понял, что стоит подстраховаться, купить перцовый баллончик и перочинный ножик, лучше изучить повадки животных. Занимаясь фотоохотой, надо много всего знать. Конечно, начать можно с ягод-грибов. Но чем дальше в лес, тем больше знаний.

mila@sb.by

Фото автора и БЕЛТА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?