«Сейчас как скажу – справа налево…»

Житель  Солигорска  Иван  Русаков  в  совершенстве  владеет  языком-перевертышем

Житель  Солигорска  Иван  Русаков  в  совершенстве  владеет  языком-перевертышем 

— Нед йырбод! Мод в етидохорп! — именно так встретил меня Иван Андреевич. Заметив мое изумление, он улыбнулся и тут же пояснил: 

— Это значит: «Добрый день! Проходите в дом!» А вот жена моя уже привыкла. Иногда даже без перевода понимает меня. 

Житель города Солигорска Иван Андреевич Русаков — человек уникальный. За свою долгую жизнь он обнаружил в себе немало способностей: был великолепным портным, отменным стеклодувом, сочинял (и сочиняет до сих пор) стихи. Но самое главное — Иван Андреевич в совершенстве владеет, так сказать, языком-перевертышем. Его необычную способность с ходу переворачивать даже самые сложные слова (причем не только русские, но и немецкие) все называют даром природы. Ни детям, ни внукам, ни правнукам Русакова этот талант, к сожалению, не передался. 

Иван Андреевич вспоминает, что свое странное умение заметил еще в шестом классе. Даже сам не мог понять, почему у него вдруг возникло желание взять и вывернуть слово «наизнанку». 

— Учителя, когда узнавали об этом таланте, усаживали меня во время большой перемены перед собой и начинали проверять истинность моего дарования, — рассказывает Русаков. — Друзья тоже не остались равнодушными к моей необычной способности. Помню, соберется вся наша деревенская молодежь, окружат меня и давай выпытывать: интернационализм, электропроводность, главнокомандующий… Самые сложные слова у меня спрашивали, а я без проблем переводил их справа налево. Для меня тогда это было развлечением. Скажу что-нибудь наоборот — все хохочут, за животы держатся. А потом… 

А потом наступила война. Сначала юный Ваня Русаков был партизаном, а когда достиг совершеннолетия, попал на фронт, стал парашютистом. Два раза был серьезно ранен. Во время войны свой дар Иван Андреевич никому не открывал. 

— Правда иногда, особенно когда был командиром взвода, совершенно непроизвольно могло вырваться какое-нибудь словцо. Солдаты, конечно, не понимали ничего, смеялись. А я думал: ерунда какая-то, надо прекращать всю эту абракадабру. 

Так Иван Андреевич и сделал. Напоказ свой талант не выставлял, а потом и вовсе забыл о нем. Вспомнил около трех лет назад. Попала к нему как-то газетная статейка под названием «Чем вы знамениты?». А в ней — примеры необычных людских способностей: кто читает 5000 слов в минуту, кто в уме многозначные числа перемножает… «А я ведь тоже могу удивить», — подумал тогда Иван Андреевич. 

— Однажды перед Днем Победы меня как ветерана войны пригласили в школу. Там я ребятам рассказывал о фронтовых буднях. После выступления директор школы, с которым я уже давно был знаком, пригласил меня к себе в кабинет. «Ну, — говорит мне, — давайте по чуть-чуть за встречу». А я ему ни с того ни с сего: «Учох ен тип. Шеаминоп янем ыт?» (Пить не хочу. Ты меня понимаешь? — прим. автора). Когда тот понял, в чем дело, его удивлению не было предела. При мне он связался с корреспондентами местной газеты и телевизионщиками. А вскоре обо мне узнали и за пределами нашей страны… 

Человека с такими же способностями, как у Ивана Андреевича Русакова, искали и в Беларуси, и в России. Безрезультатно. А может, подобного таланта и во всем мире нет? Вполне возможно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter