Что несет миру американский дядя Сэм

Сеять нужно семена пшеницы, а не ненависти

Что посеешь? Вопрос этот для каждой страны из разряда «Камо грядеши?» — «Куда идешь?» Когда молодой журналист приходит в аграрное издание, его учат: зерно — сеют, картошку — сажают, марихуану — правильно, уничтожают. У нас в стране действовать как-то по-другому и в голову не приходит. Но совсем иные традиции распределения «структуры посевов» у Запада. Причем больше всего им нравится проводить свои эксперименты (нередко бесчеловечные) на чужих гектарах, лучше тысячах и сотнях тысяч… И одна из показательных ситуаций — последствия отказа России продолжать зерновую сделку. Когда украинское зерно сгниет, заблокированное в том числе и «партнерами», под что переоборудуют житницу?

Рисунок Олега Карповича

Откуда у белорусов неприятие войны и желание строить, сеять? Еще не все раны, нанесенные последней войной, зарубцевались: то и дело трактора натыкаются в поле на старые военные арсеналы взрывчатки, ящики патронов, бомбы и мины… Все то, чем сейчас по новой шпигуют земли наших соседей. И ведь эти железные «семена» в прямом смысле уничтожают крестьянина и его будущие посевы. Сегодня украинскому фермеру некоторые местные каналы оставляют 500 дней до полного разорения. В это время некоторые страны Евросоюза призвали Еврокомиссию продлить запрет ввоза на свою территорию украинского зерна.

Интересно, учтены ли в катастрофических прогнозах для сельского хозяйства соседей новые «семена», которыми, наоборот, щедро снабжают союзники? «Украина начала применять полученные от США кассетные боеприпасы, это делается надлежащим образом, — заявил во время брифинга координатор совета нацбезопасности Белого дома Джон Кирби», тиражируют новостные ленты. Год назад Джен Псаки называла их применение военным преступлением. Все забыто.

Но белорусы отличаются хорошей памятью. Те, кто сносит памятники воинам-освободителям, и не упоминают, что впервые такие боеприпасы использовала фашистская Германия в годы Второй мировой войны. По данным Международного комитета Красного Креста, в некоторых недавних конфликтах до 40 процентов бомб не взорвались. И обычные люди, особенно дети, десятилетиями наступают на эти (нет, не грабли) мины и теряют здоровье, жизнь.

Есть еще одна особенность в структуре посевов, которую насаждают в приглянувшихся им для нападения государствах американцы. После ухода США из Афганистана в стране изменился состав экспорта: рухнуло производство опийного мака, но резко увеличилось выращивание пшеницы. 200 тысяч гектаров сразу отдали под востребованное зерно, ведь миру грозит голод. И практически ноль — под дурман-траву, и это только в одной провинции. Еще один звоночек о том, как под красивыми словами о «демократии» и «свободе» прячут правду о болезнях и уничтожении. Между тем дядя Сэм ищет новую делянку и не прочь разместить ее у нас под боком. Уже и Верховная рада Украины одобрила в первом чтении законопроект о легализации препаратов на основе медицинского каннабиса (марихуаны). И власть сделала все, чтобы фермер, всю жизнь растивший пшеницу и кукурузу, продать ее не смог и обанкротился: спровоцировали прекращение зерновой сделки. После такого назвать подобных руководителей «своими» язык не поворачивается. И на этом «диком поле» за забором одни земли отдают под железные «зоны отчуждения» с кассетными бомбами, а другие планируют пустить под плантации зелья.

А сами-то американцы что, травку сажают? И близко нет. Еще весной, по прогнозам аналитиков USDA, аграрии США, учитывая относительно высокие мировые цены на зерно и снижение стоимости удобрений, планировали в этом году расширить посевную площадь под пшеницу на 8 процентов в год — до 20 миллионов гектаров. Это максимальный показатель за последние семь лет. Засуха подпортила им результат, но тенденция ясна. Свежим прогнозом по России в четверг поделился генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: сбор зерна в РФ в 2023-м может составить 134,5 миллиона тонн, в том числе 86,5 миллиона тонн пшеницы.

Чувствуя, что тонут, украинцы цепляются за соломинку. «Киев готов пойти на любой риск для вывоза украинского зерна по Черному морю, — заявляет министр Кулеба. — Мы готовы пойти на любые риски». Но поздно. Ловушка «рассадника демократии» захлопывается.

Какие уроки из этого зернового кейса можно извлечь нам? О них напомнил Президент: главное — экономика. То есть идти в поле и растить свой хлеб: «Никто никому не поможет. Вы посмотрите, что высветилось по зерновой сделке. Все такие рачительные, все так помогают Украине, и все вокруг отказались пропустить через свою территорию вывозное зерно из Украины. Поляки и другие так радели за Украину, что сегодня отказались вообще напрочь продукцию из Украины пускать на свою территорию. Вот и весь рынок. Поэтому мы должны организоваться, мобилизоваться, спланировать нашу работу, чтобы наш народ был накормлен, одет и обут».

yasko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter