Северное сияние магистрали

Интервью с начальником Витебского отделения БЖД Сергеем Пахолкиным

Встреча с Сергеем Пахолкиным состоялась накануне Дня железнодорожника, который традиционно отмечается в нашей стране в первое воскресенье августа

Витебское отделение Белорусской железной дороги Сергей ПАХОЛКИН (на снимке) возглавляет почти десять лет, с октября 2000-го. Первая запись в его трудовой появилась в 1978-м, когда молодой спе-циалист после окончания Белорусского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне БелГУТ. – Ред.) работал составителем поездов на станции Новополоцк. Дальше служебная лестница первого железнодорожника Витебщины была буквально усыпана различными должностями: дежурный поста ЭЦ станции Новополоцк, поездной диспетчер, ревизор движения отделения дороги, заместитель начальника станции Витебск по оперативной работе и другие.

— Сергей Евгеньевич, начну со знакового для северного отделения белорусской магистрали события этого года – открытия на станции Бигосово движения поездов по второму пути на участке Бигосово (Беларусь) — Индра (Латвия). Насколько мне известно, сейчас реально увеличен пропуск грузовых поездов до 32 пар в сутки (было 29 пар), повышена эффективность использования железнодорожной инфраструктуры в направлениях от Витебска до Даугавпилса. Оправдают ли ваши ожидания в нынешний кризисный год вложенные в этот проект ресурсы?

— Инвестирование средств в строительство второго пути на перегоне Бигосово – Индра не предусматривает быстрой окупаемости, а рассчитано на достаточно продолжительный срок. А что касается кризисного периода, то всякий кризис имеет свойство завершаться, и, учитывая наметившиеся тенденции к росту перевозок на данном направлении, вложенные средства, безусловно, окупятся.

— Участок Бигосово — Индра – первый этап повышения транзитных возможностей железной дороги. К 2016 году планируется завершить строительство двухпутных перегонов Полоцк – Государственная граница с Латвией, таким образом пропускная способность грузовых поездов увеличится до 45 пар в сутки. На какой экономический результат тогда можно будет рассчитывать?

— Начиная с середины 90-х годов прошлого века на участке Полоцк – Государственная граница с Латвией стабильно наблюдался рост размеров движения. Резкий рост размеров движения в отдельные периоды 2005-го и 2008 годов из-за технической неподготовленности участка приводил к возникновению серьезных проблем в организации движения.

Принимая во внимание возможную перспективу к дальнейшему росту размеров движения, необходимо стремиться к повышению пропускной способности участка.

Строительство второго пути на перегоне Бигосово — Индра – это только начало масштабной модернизации участка Полоцк — Государственная граница с Латвией. В настоящее время начаты проектные работы по строительству второго пути на перегоне Полоцк — Ропнянская. В ближайшие годы планируется строительство вторых путей на перегонах Борковичи — Свольно, Верхне-двинск – Бигосово. В результате реализации данных мероприятий пропускная способность участка увеличится до 45 пар грузовых поездов в сутки.

Экономическая эффективность от увеличения пропускной способности участка Полоцк – Бигосово – Индра достигается за счет освоения дополнительного поездопотока (грузопотока), который невозможно пропустить по существующей однопутной линии, не ухудшая эксплуатационные показатели и не увеличивая себестоимость перевозок.

— Витебское отделение —одно из самых грузонапряженных участков белорусской магистрали. Есть ли в настоящее время грузы, например из России, которые «сделают погоду» в 2010 году?

— Данным грузом для отделения является уголь. Наметилась тенденция по восстановлению прежних объемов его транзита, но еще не достигнут уровень прошлого года. Также хочется отметить рост объемов транзитных перевозок нефти, руды, черных металлов и удобрений.

— Главное в грузоперевозках – транзит. Способны ли вы сегодня и в ближайшей перспективе на равных конкурировать с соседями, ведь они могут перевозить грузы в обход Беларуси?

— В течение последнего десятилетия на территории Беларуси сформировался ряд устойчивых железнодорожных направлений транзитных грузопотоков. Это перевозки российских и казахстанских внешнеторговых грузов в сообщении с портами Калининградской области и Литвы, а также порты Латвии через пограничный переход «Заольша – Бигосово» (суммарный объем составляет 37 % от всего транзита).

Выбор грузовладельцами вида транспорта и маршрута следования груза осуществляется на основе анализа множества факторов, таких как стоимость перевозки, время доставки, информационное сопровождение, сохранность, количество посредников, сервис и т.д. Для привлечения объемов перевозок грузов транзитом по Белорусской железной дороге на постоянной основе комиссией по тарифным вопросам устанавливаются дополнительные скидки и понижающие коэффициенты для расчетов тарифов. Считаю, что конкурировать мы способны.

— Расскажите о новом транзитном проекте – перевозках контейнеров контейнерным поездом «ZUBR» из портов Латвии в Украину. В чем его особенность, выгода и перспектива?

— Наиболее перспективными в настоящее время являются перевозки в сообщении Север—Юг между странами Балтийского и Черного морей. Белорусской железной дорогой, Укрзализныцей и железными дорогами стран Балтии организована перевозка грузов ускоренными контейнерными поездами «Викинг» и «ZUBR».

«ZUBR» курсирует по маршруту Таллин – Рига – Колядичи (Минск) – Ильичевск и обратно. В состав контейнерного поезда включаются вагоны с универсальными и специализированными крупнотоннажными контейнерами, специализированные платформы, сформированные в сцепы с крупнотоннажными рефрижераторными контейнерами, назначением в Эстонию, Латвию, Беларусь, Украину и третьи страны через порты Таллин, Рига, Ильичевск, Одесса. Для данного поезда установлены специальные тарифные ставки и строгое расписание движения. Протяженность маршрута от Ильичевска до Таллина — свыше 2 тысяч км, время в пути — 3,25 суток.

На нашем отделении есть предприятия, которые постоянно отправляют свою продукцию крупнотоннажными контейнерами (поезда «Викинг» и «ZUBR») в Турцию, Иран, Пакистан, Индию и предлагают продлить маршрут указанных поездов до Турции, что поможет привлечь дополнительные грузопотоки как со стороны предприятий нашей страны, так и государств Скандинавии, Кавказа, Азии и Ближнего Востока.

— В разгаре летние пассажирские перевозки. Напомню, что основным объектом вашего внимания был и остается его величество пассажир. Какие новые виды услуг предложили пассажирам в нынешнем сезоне железнодорожники Витебщины?

— Действительно, существует реальная конкуренция за пассажира между видами транспорта (железнодорожный, автомобильный, авиационный). Поэтому, чтобы оставаться привлекательными, нам необходимо меняться и предлагать новые виды услуг. Именно поэтому железнодорожники Витебщины в текущем году увеличили объем и расширили географию поездок ускоренных пригородных поездов – нами предусмотрено ежедневное курсирование двух новых поездов Витебск – Полоцк и Полоцк – Витебск, находящихся в пути на 30 минут меньше обычных. Теперь подобных ускоренных составов стало три (вместе с поездом Витебск — Орша), которые имеют устойчивый спрос и полюбились нашим пассажирам.

Для пассажиров, следующих по республике и за ее пределы, нами созданы дополнительные возможности совершать поездки в Брест и Мурманск, поскольку увеличено число поездов и вагонов в этих направлениях. Мы организовали горячее питание каждому пассажиру, купившему билет в вагон СВ поезда Полоцк – Москва, причем выбранные блюда могут быть доставлены пассажиру в купе. Мы заменили четыре устаревших вагона в этом поезде на современные, с вакуумным туалетом, поэтому их пассажиры могут забыть о неудобствах от закрытого туалета при проезде так называемых санитарных зон. Кстати, в двух этих вагонах есть специальные места для инвалидов-колясочников, для их подъема вагон оснащен специальными подъемниками.

В текущем году нами оборудованы еще четыре пассажирских вагона системами кондиционирования воздуха, теперь они могут быть полноценно использованы на южном направлении (Симферополь, Мариуполь).

— Объемы пассажирооборота на стальной магистрали ежегодно снижаются. В чем вы видите выход из создавшейся ситуации: необходимо закупать новый подвижной состав, принципиально менять подходы в обслуживании пассажиров, улучшать расписание движения пассажирских поездов или следует навести надлежащий порядок на станциях и вокзалах? Чего греха таить, они не всегда на высоте.

— Да, в последние годы на железной дороге объемы пассажирооборота снижались. На это влияли очень существенные факторы, в том числе демографический. Анализ такого снижения объемов нами проводился, и мы наметили стратегию для перелома негативной тенденции оттока пассажиров. В первую очередь надо отметить, что подход к решению этой задачи должен быть комплексным. Он включает в себя приобретение современного подвижного состава и модернизацию нашей инфраструктуры. Современные реалии диктуют новый темп нашей жизни, поэтому уже сегодня мы поэтапно вводим ускоренные пригородные поезда, планируем закупать новые вагоны и составы, модернизировать путь. А проблема эстетического или санитарного содержания вокзалов и станций для Витебского отделения уже не актуальна – более пяти лет нами реализуется программа ремонта малых станций. За это время более 30 станций, остановочных пунктов, пассажирских платформ получили новый облик, стали удобными для пассажиров. Уверен, что благодаря такой целенаправленной работе в нынешнем году мы смогли добиться роста железнодорожных перевозок. По итогам первого полугодия 2010-го перевезли на 5 % пассажиров больше аналогичного периода минувшего года.

— Завершается разработка проекта Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы. Ставится задача выхода белорусской магистрали на мировой уровень выполнения транспортных услуг. Известны три кита ее развития: инвестиции в обновление подвижного состава, совершенствование инфраструктуры и создание новых технологий перевозочного процесса. Какие идеи и предложения в этот объемный документ направлены Витебским отделением?

— В проект государственной программы отделением дороги представлены предложения по развитию путевого хозяйства, обновлению подвижного состава и активной части основных фондов, развитию транспортного потенциала.

Одной из основных идей является беспрепятственный пропуск транзитных грузов на участках Витебск – Заольша, Заольша – Бигосово. Развитие участка Витебск – Орша направлено на повышение скоростей движения поездов, что позволит сократить время следования до Минска и обратно. Развитие направления Заольша – Бигосово обеспечит увеличение поездопотока в направлении стран Евросоюза. Кроме усиления пропускной способности, также внесены предложения и по развитию крупных узловых станций Витебск и Полоцк.

Не менее важным является повышение инновационной составляющей транспортной системы (электронная система грузового таможенного декларирования, электронное сопровождение груза с использованием современных средств телекоммуникации, информатики и других информационных технологий и т.д.).

При разработке общей концепции развития железнодорожного транспорта отделение дороги акцентировало внимание на обновлении станочного парка, повышении уровня автоматизации технологического процесса, внедрении энерго- и ресурсосберегающих технологий. В течение 2009—2010 годов в отделении произведена модернизация тепловозов серии 2ТЭ10М с заменой двухтактных дизелей 10Д100 на четырехтактные 1А9ДГ в количестве 10 единиц. В процессе эксплуатации тепловозов с новыми дизель-агрегатными установками возникнет необходимость проведения плановых видов ремонта. При осуществлении модернизации оставшегося парка тепловозов 2ТЭ10М в количестве 53 единиц актуальным остается вопрос расширения дизельного и электромашинного цехов с соответствующим обновлением станочного парка и кранового хозяйства.

— Согласно проекту госпрограммы в ближайшем будущем планируется значительно повысить скорость движения пассажирских поездов, чтобы покрывать расстояния между областными центрами и столицей примерно за три часа. За счет чего это будет достигнуто?

— В целях реализации проекта «Повышение скоростей в межобластном сообщении» в отделении планируется увеличение скоростей на участке Витебск – Орша. Для реализации данного проекта необходимо осуществить ряд мероприятий по техническому развитию участка (строительство вторых главных путей на перегонах путевой пост 19 км – Замосточье – путевой пост 25 км, реконструкция пути с доведением кривых до требуемых параметров, замена системы автоматической блокировки и другое) и модернизацию подвижного состава. Все это позволит увеличить скорость движения поездов по участку, а следовательно, сократит время в пути. Нами уже подготовлены технические условия на проект.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter