Сетка для карпа

В последнее время, бывая на продовольственных рынках, люблю ходить по рыбным рядам.
В последнее время, бывая на продовольственных рынках, люблю ходить по рыбным рядам. Вроде и живем далеко от моря, но от щедрот его разбегаются глаза: деликатесные палтус с семгой, горбуша, кальмары, еще с советских времен популярные в народе хек с треской. Приемлемый по цене морской товар найдется и для пенсионера, и для "нового белоруса". А вот у прилавков с отечественной рыбой - затишье. За карпом, толстолобиком или карасями давно нет очереди, как то было лет десять назад: "кусаются" цены. Сама наблюдала, как женщина средних лет, взвесив в магазине крупного карпа, отказалась от покупки, виновато пояснив продавцу, что за 5 тысяч приготовит для семьи два ужина из мяса.

Увы, рыба стала слишком дорогим лакомством. В прошлом году в среднем каждый житель страны съел ее всего 6,4 килограмма, хотя по медицинским нормам следовало бы раза в 3 больше. Для постчернобыльской Беларуси этот продукт, содержащий жирные кислоты, более чем необходим, так как повышает устойчивость организма к воздействию радионуклидов. Тем не менее четвертую часть рыбы, выращенной в прошлом году, так и не удалось продать, а это более 2 тысяч тонн. Рыбхозам ничего не оставалось делать, как часть переработать, а часть сбывать до самой весны. Ведь белорусский карп потерял конкурентоспособность и на внешнем рынке. Около 2 лет назад российские рыбоводы получили солидную государственную поддержку, благодаря которой увеличили производство рыбы в 5 раз. Теперь их продукция дешевле нашей, хотя несколько лет назад картина была обратной.

Ныне отечественные рыбхозы из-за недостатка средств поставят потребителям на 2 тысячи тонн рыбы меньше, чем в прошлом году, однако и это вряд ли удастся продать. С учетом НДС и торговой наценки стоимость килограмма отборного карпа в магазинах доходит до 3 тысяч рублей. Раньше рыбоводам выделялись дотации на комбикорма, что значительно удешевляло товар. Теперь все затраты закладываются в себестоимость продукции. Из-за отсутствия спроса суточная реализация рыбы упала вдвое. Более 1.000 тонн уже выловленного живого товара рыбоводы держат в специальных садках, где он теряет массу и товарный вид. Учитывая, что половина прудов еще не обловлены, запасы будут расти. А отправить их на переработку "Госрыбхоз" не может, ибо связан квотой на поставку в торговлю 5,5 тысячи тонн живой рыбы.

Магазины же отказываются брать ее из-за отсутствия надлежащих условий. Только 85 торговых точек оборудованы бассейнами и аквариумами для продажи живой рыбы. Но и те не рассчитываются вовремя. Как посетовал директор ГО "Госрыбхоз" Алексей Степаненко, с начала сезона долги торговли и потребкооперации выросли до 1,5 млрд. рублей. Чтобы было чем рассчитаться по кредитам, взятым весной, рыбоводы на радость покупателям сами занялись торговлей: товар с рыбхозовских машин на треть дешевле. И на сегодня производители реализовали больше рыбы, чем госторговля и потребкооперация, вместе взятые. Другое дело, во что это им обходится. Некоторые хозяйства возят рыбу за 300 километров. И задаются вопросом: а надо ли производить не пользующийся спросом товар?

Выживать пытаются разными способами. К примеру, Могилевский рыбокомплекс в расчете на обеспеченных покупателей занялся разведением форели и осетровых рыб. По словам его директора Олега Каштанова, создается целый комплекс с торговым центром, гостиницей, где за приличные деньги клиенты смогут не только отведать рыбных деликатесов, но и отдохнуть, занявшись спортивным ловом. Кроме того, предприятие осваивает новый ассортимент продукции и намеревается создавать сеть фирменных магазинов. Что ж, возможно, для конкретного субъекта хозяйствования это и выход из положения. Однако чтобы решить проблемы отрасли в целом, по мнению специалистов, необходим комплексный подход, благодаря которому снизятся затраты и повысится эффективность производства. Не секрет, что сегодня до четверти продукции из прудов регулярно разворовывается, за что расплачиваются потребители. Совместные ночные дежурства директоров рыбхозов с работниками правоохранительных органов - не панацея. Очевидно, проблема требует законодательного решения. По мнению Алексея Степаненко, рыбоводам необходима поддержка государства. Речь не только о финансовых вливаниях, но и о льготных кредитах, налоговых послаблениях. Ведь рыба, как известно, ищет где глубже, ну а человек - где она дешевле...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter