Сетевое окружение

В конференц-зале «СБ» обсуждали проблемы информационного общества

Почему в XXI веке для получения многочисленных справок приходится стоять в очередях и ездить из одного конца города в другой? Когда для решения житейских, деловых, административных вопросов достаточно будет иметь компьютер, подключенный к интернету? Кто и что тормозит прогресс в сфере электронного документооборота? Почему расценки за пользование интернетом, без которого невозможно представить информационное общество, у нас гораздо выше, чем во многих странах мира? Обсудить эти насущные вопросы в конференц-зале "СБ" мы пригласили директора департамента информатизации Министерства связи и информатизации Андрея Анатольевича ИЛЬИНА, начальника управления электросвязи Министерства связи и информатизации Юрия Николаевича ШПАКА, начальника управления информационных технологий республиканского унитарного предприятия "Белтелеком" Владимира Петровича ПТАШНИКА, исполнительного директора Республиканского общественного объединения "Информационное общество" Сергея Васильевича ЕНИНА и директора администрации Парка высоких технологий Валерия Вильямовича ЦЕПКАЛО.


"СБ": Насколько известно, разработан проект Стратегии развития информационного общества в Беларуси до 2015 года. Честно говоря, срок - до 2015 года - несколько смущает. Вспоминается известная притча о падишахе, Ходже Насреддине и его ишаке. Мудрый Насреддин пообещал за пятнадцать лет научить животное говорить. Срок, как говорится, такой, что потом никто не проверит. Или спросить будет не с кого. Может, это несколько грубоватая аналогия и все же... Почему не к 2010 году, а к далекому 2015-му мы собираемся построить информационное общество?


А.Ильин: Сразу скажу, Беларусь прошла этап формирования основ информационного общества. Теперь ставятся новые задачи. Почему Стратегия развития информационного общества рассчитана на период до 2015 года? Ответ очень простой. Подобные стратегии, как правило, принимаются на пятилетний период. На пятилетку рассчитывает и бюджет. Это общепринятая практика.


"СБ": Понятно. Но, честно говоря, хотелось бы, чтобы информационное общество у нас было построено скорее. Вспомним о программе "Электронная Беларусь". Она реализуется у нас с 2002 года... А каковы результаты?


А.Ильин: По плану программа должна завершиться в 2010 году. В ней 101 проект, из них уже реализовано 75. За этот год мы должны выполнить еще 16 проектов, а в следующем - оставшиеся 10. То есть программа будет выполнена.


Да, "Электронная Беларусь" версталась в самом начале нового века. И, естественно, задачи, которые ставились в ней, соответствовали уровню развития науки и техники того времени. И тем не менее уже можно сказать, что у нас создана реальная основа для развития информационного общества.


Вот лишь пару примеров. В 2008 году были выполнены работы по созданию общегосударственной автоматизированной информационной системы, общереспубликанской системы учета госимущества, пилотная зона национальной автоматизированной системы электронного декларирования...


"СБ": Понятно. Но хотелось бы сосредоточить внимание на проблемах. Компьютеры сегодня действительно стоят практически в каждом кабинете. Но используются они очень часто как печатная машинка. Прорывные результаты, так сказать на ниве электронизации, пока не очень-то заметны...


А.Ильин: Информационные технологии, как я уже говорил, в органах управления используют достаточно широко. К сожалению, для многих жителей нашей страны процесс автоматизации и информатизации в госорганах не столь очевиден, как для специалистов. Тем не менее за последние годы изменения произошли большие. Например, отмена разрешительного штампа при выезде за границу. Это заслуга, конечно, нашего МВД, других ведомств. Но в то же время это один из проектов "Электронной Беларуси"...


"СБ": Подвижки к лучшему, разумеется, есть. Но хотелось бы большего. Почему в ХХI веке нужно, например, ехать за справкой в поликлинику и везти ее в ГАИ или везти документы из военкомата в паспортный стол? Почему учреждение, которому нужна справка, не запрашивает ее у другого учреждения, а заставляет человека тратить время?


А.Ильин: Ну сразу все в мгновение ока не получится.


"СБ": Но для того у нас и принималась "Электронная Беларусь", выделялись миллиарды рублей... Неужели так сложно передать информацию из одного учреждения в другое, используя электронные ресурсы? Удобства, по всей видимости, планировалось создавать не только для госслужащих, но и для всех граждан. Так ведь?


А.Ильин: Вы правильно говорите. Но, чтобы все задуманное осуществить, нужно провести очень большой объем работы по оцифровке всего информационного ресурса, то есть по переводу всей имеющейся в госорганах информации в соответствующий электронный вид. И это работа не только Минсвязи, но и всех остальных министерств и ведомств.


Могу привести показательные примеры системной работы в этом направлении. По информации Минюста, с внедрением новой информационной системы процедура регистрации и постановки на учет субъектов хозяйствования сократилась с 20 до 10 дней. Существенно сократилось количество участвующих в этой процедуре специалистов. Кроме того, в течение этого года начнется внедрение 184 автоматизированных административных процедур по выдаче справок населению по принципу "одно окно"...


"СБ": Что ж, это хорошая новость. Валерий Вильямович, а каково ваше видение, насколько успешно у нас строится информационное общество?


В.Цепкало: Я бы вначале для простоты понимания выделил в общей проблеме 3 - 4 уровня ее решения. Это уровни взаимоотношений гражданина или юридического лица с государством. Первый уровень самый простой. Мне, например, надо поехать в ту или иную страну. Я захожу на сайт МИДа и смотрю, как и за какое время можно оформить и получить визу, сколько заплатить и так далее. Далее беру бумагу, пишу заявление и отношу, куда требуется.


Второй уровень. Я хочу совершить какое-то действие, вступить во взаимоотношения с каким-то государственным органом по поводу, скажем, сделки с недвижимостью. Я могу все нужные мне справки "скачать" из сети. Распечатать их на бумаге и отнести. Отмечу, что мы этого уровня еще не достигли.


Третий уровень: я могу совершать определенные юридические действия в сети. Я не просто справку "скачал", я ее оплатил и отправил по сети в нужный мне госорган. То есть я все делаю, не выходя из дому. Могу также оплатить и налоги, могу продать жилье, могу передать по наследству что-то.


Конечно, для того чтобы эта система заработала, нужно наладить взаимодействие между госорганами внутри страны. Сколько ежедневно людей занимается какими-то согласованиями, сколько машин с бумагами выезжает на улицы, сколько сжигается бензина, тратится времени и денег!.. Всемирный банк подсчитал, в России на эти вещи тратится ни много ни мало - 3 - 4 млрд. долларов в год. У нас населения в 15 раз меньше, чем в России, значит, наши расходы в этой части будут около 200 - 300 миллионов долларов. И это тоже очень существенная сумма.


А.Ильин: Я не согласен с тем, что Беларусь находится на самом низком уровне информатизации. У нас, скажем так, достижения в разных сферах разные. Например, в банковской системе уже действует третий уровень. Кроме того, сегодня записаться на прием к врачу можно по интернету, в облисполком к конкретным чиновникам - тоже. А возьмите услуги железной дороги по приобретению билетов через интернет? А работу, которую провел Государственный таможенный комитет? Другие позитивные примеры.


Да, в целом я согласен, мы еще во многих сферах находимся на первом уровне. Но в некоторых уже достигли второго уровня, а кое-где и третьего.


В.Цепкало: Андрей Анатольевич, а на каком месте в мире мы находимся по уровню информатизации?


А.Ильин: С 88-го места, которое мы занимали в начале реализации программы "Электронная Беларусь", мы передвинулись постепенно на 54-е место из 188 стран. При этом среди стран СНГ - мы на третьем месте после России. Она на 50-м месте. Украина - на 51-м. Это рейтинг ООН.


С.Енин: Знаете, главная проблема у нас в том, что нет единой защищенной сети государственных органов. Если бы она была, не нужно было бы никого забрасывать запросами, тоннами переписки, ездить из одного конца города в другой. Да еще держать для этого штат работников, которым нужно платить зарплату... Я проиллюстрирую свою мысль таким примером. В Минсельхозпроде создана своя корпоративная сеть, по которой министерство получает с мест самую свежую информацию.


"СБ": И это, кстати, очень удобно. Например, во время уборочной кампании информация о том, сколько убрано в стране зерна, ежедневно с точностью до гектара и тонны обновляется в интернете.


С.Енин: Да, в Минсельхозпроде в свое время был один инициативный человек, который организовал все это. Он обучил практически весь аппарат министерства работать в сети. Там любое подразделение может видеть документы других подразделений и извлекать необходимую информацию, не посылая никаких запросов. То есть в какой-то степени модель электронной Беларуси в миниатюре. В масштабах Минсельхозпрода.


Но проблема в том, что нет у нас единой общегосударственной сети госорганов, в которой работники различных министерств в соответствии с их правами получали бы доступ к информации других ведомств. А ведь таким образом значительно бы упростился и ускорился процесс принятия решений и оказания услуг населению и бизнесу.


"СБ": У нас что, в ведомственных сетях используются разные программные продукты?


С.Енин: Дело даже не в программных продуктах. У них нет взаимодействия внутри своих систем... Вот в чем главная проблема! И еще. Мы принципиально не можем сегодня достичь третьего уровня, потому что у нас нет средств для так называемой аутентификации пользователей сети. Никаких юридически значимых действий мы проводить через сеть не можем. У нас нет даже электронной подписи. Как я докажу, к примеру, что это я - Енин - вышел в сеть, а не кто-то другой, который будет совершать от моего имени сделки, подписывать документы?


А.Ильин: Я согласен, есть проблема. И в то же время сказать, что мы не можем пользоваться электронной подписью, однозначно нельзя. Закон об электронном документе у нас действует с 2000 года. Цифровая подпись абсолютно легальна, цифровой документ тоже легален. То есть мы можем уже пользоваться ими. Но, по моему мнению, использование электронной подписи сегодня носит несколько ограниченный масштаб. Не все могут с ее помощью между собой общаться. Сегодня в условиях нашей законодательной базы широко ее распространить очень тяжело.


"СБ": А в чем дело?


А.Ильин: Причина в отсутствии системы управления открытыми ключами. Поясню, о чем речь. Если, например, втроем договоримся использовать электронный документ, каждый из нас должен иметь открытый ключ двух других участников. Так вот, если нас несколько тысяч, это еще реально. А если несколько десятков или сотен тысяч, это дело становится очень даже маловероятным. Сейчас подготовлена новая редакция закона об электронном документе. В нем будет узаконена так называемая государственная система управления открытыми ключами подписей... После принятия документа уже можно будет строить открытую систему пользователей. То есть число их не будет ограничиваться.


В.Цепкало: Поделюсь личными наблюдениями. Есть большое количество документов, которые не представляют какой-то особой секретности. Ну а что-то, конечно же, предназначается не для общего пользования... Раньше, когда я работал на другой ответственной должности, у меня был ключ в виде обычной флэш-карты под USB-порт. Плюс код. Я включаю компьютер, вставляю ключ, набираю код и через сеть посылаю кому-то файл. Никто, кроме этого человека, не сможет прочитать этот документ, пока он не вставит свой ключ и не наберет свой код. Здесь нет никаких проблем. Все просто. Разве можно сомневаться в необходимости введения такой системы документооборота? Но у нас вместо ключей и кодов - десятки тысяч машин, ежедневно передвигающихся по городам и селам, везущих листы бумаги с печатями или без них.


Мы, администрация Парка высоких технологий как некоммерческая организация направляем ежемесячно по 3 статистических отчета и 8 отчетов о выполнении государственных программ, ежеквартально отправляем по 7 статистических отчетов и 15 отчетов о выполнении государственных программ. И раз в год мы отправляем 11 статистических отчетов и 18 отчетов о выполнении госпрограмм и мероприятий по их реализации. Вы представляете, сколько мне и моим работникам надо тратить времени, чтобы подготовить и отправить для кого-то эти цифры. А если бы у нас было реализовано "электронное правительство", я бы просто один раз отправил по сети в Белстат эти данные. А все остальные ведомства пусть их выбирают, перебирают, сводят, разводят. Хочет, например, чиновник Минэкономики узнать, сколько экспорта дал Парк высоких технологий за месяц? Заходи на наш сайт в соответствующие разделы и смотри.


С.Енин: Правильно, согласен.


В.Цепкало: Это все к вопросу об "электронном правительстве"... Вот другой пример. У нас есть отчеты по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве. Их требуют сдавать 4 раза в год. Так вот у нас установлен такой порядок, что все организации и предприятия Минска должны отвезти документы в Малиновку, где в здании по улице Слободская, дом 11, размещен соответствующий отдел Белгосстраха, и лично из рук в руки - не почтой! - передать их страховщикам. Скажите мне, кому это удобно, кому это выгодно?


Невиданную бумажную активность развили и исполкомы. Им, как и министерствам, тоже хочется получить всю возможную информацию. И идет бесконечная переписка. А работать людям когда? Мы попросили одну нашу компанию указать, сколько отчетов просил представить местный исполком за 1 квартал 2009 года. Оказалось - 34.


А.Ильин: Мне кажется, мы смешали сразу несколько проблем. Получается, те, кто информатизацией занимается, тот и должен все сделать, чтобы всем было хорошо? Когда мы говорим о срезе чисто информационном - о статданных или что-то в этом роде - бесспорно, вы тут правы. Нечего гонять по госучреждениям автомобили с бумагами. Но это один срез. Другой срез - административные регламенты.


Если бы у нас появились соответствующие инструкции по ведению делопроизводства, то, возможно, организации давно стали бы вести внутренний документооборот в электронном виде. С технической стороны здесь препятствий никаких нет. Mail.gov, так называемая правительственная защищенная электронная почта, работает достаточно давно. В этом году по завершении проекта органы госуправления будут подключены к системе межведомственного электронного документооборота. А дальше уже сами организации должны думать, как им использовать новые возможности, которые дают информационные технологии.


"СБ": А Минсвязи может направлять процесс в нужное русло? Не только решать технические вопросы, но и, например, инициировать принятие какого-то нормативного акта, чтобы деловым людям не пришлось лично доставлять бумаги на машине в Малиновку?


А.Ильин: Вопрос, собственно, не к нам. Все, что касается эффективного использования в практической работе органов госуправления информационных сетей, точнее, создания реального "электронного правительства", это проблема не техническая. Скорее, административная. Это гораздо шире нашей компетенции. Потому как в какой-то степени относится к реформированию административной системы.


В.Цепкало: Все же Минсвязи, на мой взгляд, должно выстроить идеологию, философию "электронного правительства".


Вполне естественно, что изменения в административной системе, как бы они ни назывались - реформой или комплексом организационных мероприятий, - должны быть осуществлены. Иначе программу мы не выполним. Все доложат об исполнении, а работать она не будет. Потому что технические вопросы - это только половина дела. Формальная, так сказать, сторона. Нужно еще правильно организовать работу, задать верный и единый для всех алгоритм.


"СБ": Можете конкретизировать?


В.Цепкало: Я, например, считаю, что было бы правильно, если бы Минсвязи выделяло средства на реализацию того или иного проекта "Электронной Беларуси", только если будет уверенность, что он даст реальный практический эффект. Грубо говоря, просит, например, МВД для ГАИ создать какую-то информационную систему по выдаче, скажем, водительских удостоверений, значит, должна быть под эту систему завязана вся разрешительная процедура по выдаче документов. Если требуется человеку для получения прав справка из наркологического и психдиспансера, значит, в эту систему должны быть включены эти учреждения. Закольцевать всю процедуру надо. А то получается, у ГАИ и у Минздрава своя, не связанная в единую систему, информатизация. Там получили деньги - компьютеры поставили, и там - поставили. А люди вынуждены ездить из одного конца города в другой.


Еще одна проблема. Когда я искал по сайтам справки, я думал, что толком-то и не знаю, где их искать. Первым делом я зашел на правительственный портал. Там освещается только деятельность Правительства. Это, конечно, правильно. Но никаких услуг я там не получу.


Я бы предложил такой вариант. Вот в США есть телефон службы 911. Любой человек знает, если что-то произошло, ему надо звонить по этому номеру и ему там помогут. Точно так должно быть и в интернете. Должен быть какой-то один ресурс, который подскажет нашим гражданам, где и как получить необходимую помощь, решить вопросы.


А.Ильин: Безусловно, мы это все понимаем. Поэтому, возвращаясь к началу разговора, Минсвязи совместно с Национальной академией наук и работает над стратегией развития в стране информационного общества.


"СБ": Есть у темы, которую мы обсуждаем, еще один проблемный срез. Чтобы решать вопросы через интернет, надо, чтобы он еще был доступным для всех. Декан экономфака БГУ Михаил Ковалев как-то сказал, что если бы у нас в стране для каждого человека был доступен интернет, появилось бы множество новых возможностей в самых разных сферах. Например, можно было бы, не выходя из дому, обсуждать проект любого закона, вносить предложения...


В Японии и Южной Корее интернет даже по нашим меркам стоит копейки. Да и в соседних России и Украине сеть обходится гораздо дешевле... Как-то слабо представляется информационное общество с дорогим интернетом...


Ю.Шпак: Для кого-то интернет в Беларуси, может, и дорогой, а для кого-то нет. Если, конечно, сидеть сутками в сети и "скачивать" оттуда фильмы, игры, то действительно будет дорого. Но те, кто идет в сеть за информацией, поработать с электронной почтой, платят намного меньше.


Вообще, я считаю, стоимость интернета у нас соответствует сегодняшнему уровню развития технологий по предоставлению этой услуги. Вот смотрите, в 2006 году у "Белтелекома" на начало года было две тысячи абонентов широкополосного доступа. А сегодня мы имеем уже около 250 тысяч абонентов широкополосного доступа и около 20 крупных операторов рынка. Как видите, есть и конкурентная среда. И цены идут вниз.


"СБ": Но разве можно назвать конкурентной средой условия, в которых все операторы вынуждены покупать трафик у "Белтелекома"?


Ю.Шпак: Что значит покупать? "Белтелеком" подсоединяет этих операторов к сети общего пользования. И имеет исключительное право на подключение к сетям других государств. Это связано с тем, что "Белтелеком" создавал, строил сеть на территории страны. Причем не один десяток лет. И, естественно, что предприятие имеет определенные преимущества на этом рынке.


Отмечу также, что тарифы на услуги доступа в интернет не регулируются государством...


В.Пташник: Говоря о дороговизне интернета, не надо сваливать все в одну корзину. Порядка 94 процентов всего трафика - это зарубежный трафик. Остальные 6 процентов - это белорусский национальный трафик. Для пользователей "Байфлай" не секрет, что ресурсы, которые размещены внутри страны в центре обработки данных "Белтелеком", вообще бесплатные. То есть с точки зрения создания информационного общества в Беларуси препятствий никаких нет. Ни для популяризации, ни для развития внутренней информационной структуры. Необходимо всем вместе работать над наполнением белорусского интернета внутренними ресурсами.


В.Цепкало: Я согласен, что для того чтобы скопировать из интернета какой-то законопроект или вести деловую переписку, денег требуется не так уж много. Но хотелось бы, чтобы интернет был дешевле. Это, кстати, и вопрос инвестиционной привлекательности. У нас в Парке высоких технологий перекачиваются очень большие объемы информации. Гораздо большие, чем при "скачивании" фильмов. И вот реальная ситуация. "Майкрософт" хотел оттестировать у одного нашего резидента свою серверную платформу. Они хотели прокачивать ее каждый день. То есть они нам присылают свою серверную платформу, мы ее закачиваем, работаем день над ней, а потом отправляем назад. Но когда в "Майкрософте" подсчитали, во сколько им обойдется прокачка, то отказались от наших услуг. И отдали заказ в другую страну, где интернет дешевле...


В.Пташник: Сегодня все заинтересованы в инвестициях, поэтому над такими предложениями необходимо работать совместно, к чему "Белтелеком" всегда готов.


"СБ": Позвольте прямой вопрос. Часто в интернете можно встретить информацию о том, что "Белтелеком" покупает услуги за рубежом за 20 долларов, а продает внутри страны за тысячу. Так ли это?


В.Пташник: Я не знаю, откуда у вас такая удивительная информация. Так могут утверждать в интернете люди, которые, видимо, ничего не понимают.


"СБ": И все же, если мы ставим целью достичь прогресса в создании информационного общества, может, следовало бы удешевить интернет для белорусских потребителей, сделать его максимально доступным? Вот в ЕС принята цель к 2010 году обеспечить каждую семью доступом к широкополосному интернету. А у нас когда такое будет?


В.Пташник: Учитывая взятые сегодня темпы, думаю, что это возможно сделать к концу 2012 года.


"СБ": А что мы будем иметь в более близком 2010 году?


Ю.Шпак: По нашим прогнозам - они, конечно, очень смелые, но - мы рассчитываем, что у нас к концу 2010 года будет около 1,5 миллиона абонентов, имеющих широкополосный доступ к интернету. И, конечно же, пропорционально росту количества абонентов цена на интернет будет снижаться. Так же было с расценками на услуги сотовой связи. Количество абонентов увеличивалось, и услуга значительно дешевела.


"СБ": Что ж, будем с нетерпением ждать дешевого интернета для всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter