Сельская газета

Сеть маленькая, но своя

Выгодно ли сельхозорганизациям заниматься переработкой собственного сырья и продажей готовой продукции

Корреспонденты «СГ» задались вопросом, выгодно ли сельхозорганизациям заниматься переработкой собственного сырья и продажей готовой продукции

ГРОДНЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ

На прибыль магазин выводит надбавка

СОБСТВЕННУЮ продукцию в ПК имени В. И. Кремко Гродненского района не отправляют на мясо- и консервный комбинаты, а успешно перерабатывают говядину, свинину, овощи, ягоды и фрукты у себя. Председатель сельхозкооператива Сергей Кремко утверждает: дело выгодное, приносит неплохую прибыль.

К ПРИМЕРУ, колбасный цех в прошлом году сработал с рентабельностью 28,6 процента. Он производит различные виды колбас, зельц, паштет, копчености, и все это реализуется только через собственную торговую сеть. Это значит, что надбавка, которая накручивается магазином, остается в сельхозпредприятии и ложится на прибыль. Возможно, продавали б колбасные изделия другим торгующим организациям, но не позволяют небольшие мощности: несмотря на то что работает цех со стопроцентной загрузкой, с трудом удается обеспечивать собственные точки. Вкусные и высококачественные изделия под брендом «Колбаса Квасовская из свежего мяска» пользуются большим спросом у потребителя. А это, естественно, оборачивается для хозяйства денежной выручкой. Пять магазинов в областном центре и один в агрогородке Квасовка сработали с рентабельностью 4,7, в том числе за июнь — 5,7 процента. Для такой сети это считается хорошим показателем.

Цех по переработке овощного и плодово-ягодного сырья в прошлом году произвел и реализовал 553 тонны продукции. Причем более половины — соки прямого отжима: яблочный, яблочно-морковный, яблочно-вишневый и яблочно-черноплоднорябиновый. Их отправляли и на экспорт в Россию. Хорошо расходится также капуста квашеная с тмином, клюквой, лавровым листом и маринованная. Ее, а также овощи вакуумированные, реализовывали военсервисам.

То, что собственная переработка — дело выгодное, подтверждает и главный экономист СПК имени Деньщикова того же Гродненского района Анатолий Шидловский. Выгода, дескать, даже в том, что мы продаем свой товар по той цене, которая нас устраивает. И вот еще какой, оказывается, есть нюанс: если только производить товар из собственного мяса, а в СПК есть колбасный цех, и продавать не через свой магазин, производство получается нерентабельным. Говядина, к примеру, в прошлом году принесла хозяйству 20 процентов убытка, свинина, наоборот, 5 процентов плюса. Если в готовом продукте поровну того и другого вида мяса, получается рентабельность минус 15 процентов. Но колбасный цех не обуза хозяйству. На выручку приходит торговая наценка, она в итоге и выводит на прибыль.

Если присмотреться к сырью, из которого изготавливается колбаса, получается, чем больше в ней рентабельной свинины, тем лучше для экономики. Благодаря колбасному цеху в минувшем году удалось дополнительно получить 480 тысяч рублей дохода. Отправили бы это мясо на мясокомбинат, не имели бы ничего.

КСУП «Гервяты» Островецкого района наладило производство пяти видов мясных консервов — тушенка говяжья высшего и первого сорта, а также рубленая, конина тушеная и каша перловая с говядиной. Реализуются они через две фирменные торговые точки в агрогородках Гервяты и Дайлидки. По словам исполняющего обязанности директора хозяйства Игоря Жданова, перерабатывающий цех места занимает мало, а продукции производит прилично. В прошлом году его рентабельность составила 4,8 процента. Здесь трудятся около двух десятков человек. За прошлый год выработка на одного сотрудника оказалась намного выше, чем в других отраслях.

ПРАВДА, иногда бывает, что реализовать сырье на специализированное предприятие все же выгоднее, чем перерабатывать у себя. Например, в КСУП «Дотишки» Вороновского района делают известный в Беларуси сыр «Марианна» с различными натуральными ароматическими добавками — тмином, укропом, чесноком, перцем, корицей. Цех существует уже давно, и закрывать его пока не намерены. Хотя здесь не все так однозначно. В минувшем году он дал 27 тысяч рублей чистой прибыли при рентабельности 5,1 процента. А всего выручка от реализации его продукции составила 555 тысяч рублей. Правда, специалисты прикинули, что продавать по нынешней цене молоко сортом «экстра» на завод было бы, наверное, выгоднее, чем перерабатывать у себя. Повысить доходность производства могла бы торговая наценка. Но большинство продукции цех отправляет другим торговым организациям, а через собственный магазин продает лишь малую ее часть. И то своим работникам и фактически по себестоимости.

gennadijj-gil@rambler.ru

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

За месячную выручку можно купить не один трактор

ГОВЯДИНУ или свинину можно продать на мясокомбинат, а можно оставить часть себе и попробовать ее реализовать. В Лельчицах, например, одновременно с новым микрорайоном вырос магазин известного мозырского совхоза-комбината «Заря». Торговые точки этого хозяйства открыты по всей области: в Наровле, Гомеле, Мозыре, Калинковичах. И очереди в них немаленькие. Почему же не все сельхозпредприятия держат свои магазины? Или аграриям лучше растить скот, а молоко и мясо за них переработают и продадут посредники?

В магазине «Советской Белоруссии» многолюдно даже в будний день.

МАГАЗИН филиала «Советская Белоруссия» ОАО «Речицкий КХП» — на бойком месте возле оживленной трассы. Аншлага, зазывающей рекламы нет, водители транзитного транспорта вряд ли узнают, что рядом можно выгодно закупиться свежим мясом. Однако, к моему удивлению, у прилавка очередь человек 30, которая еле умещается в торговом зале. И это в будний день, в рабочее время. Такого, признаюсь, не видел ни в одном из мясных отделов столичных гипермаркетов.

Начальник производства пищекомбината «Советской Белоруссии» Нина Дейкун с ходу говорит, что в выходные и праздники покупателей еще больше. И если сейчас работает одна касса, то в пиковое время – все три. Причем спрос на продукцию возрастает – приезжают не только свои работники, но и из Речицы, и даже Гомеля. Средний чек покупателя – 80 рублей. Многие запасаются на несколько недель. Ведь мясо свежайшее, колбасные изделия без добавок. Пищекомбинат, куда доставляют скот, состоит из бойни,  цеха переработки — рядом с магазином. В сутки продают около 5 тонн. Ни о каких остатках нет и речи.

Директор хозяйства Андрей Карпеко говорит, что без магазина было бы туго. Ведь в месяц это 200 тысяч рублей выручки. Считай, не один новый трактор можно купить. Но деньги эти поступают на отдельный счет, а затем на зарплату работникам. По желанию, кстати, продукцию можно приобрести авансом, что называется на «вексель».

АНДРЕЙ Карпеко директором с 2014 года. И в первые дни очень удивлялся: как можно иметь собственную переработку и самому не продавать продукцию. Первое, что он сделал, – привел в порядок здание заброшенного магазина, поставил торговое оборудование. Вместе с начальником производства прикинули, как можно расширить перечень продукции. Сегодня он состоит из 150 наименований. Конечно, объемы производства ниже, но свои «кровные» 150 тонн в месяц цех перерабатывает.

Заместитель начальника управления по сельскому хозяйству и продовольствию Речицкого райисполкома Петр Камеко говорит, что не все хозяйства держат свои магазины. Кроме «Советской Белоруссии», они есть только в КСУП «Агрокомбинат «Холмеч». Хотя открыть может любой желающий.

Свой магазин – это постоянное наличие живых денег. И развернуться можно вполне, даже если нет своего молочного завода или скотобойни. Ведь то же мясо и сопутствующие товары – минеральную воду, соки, хлеб — можно покупать у другого производителя. Как это делает агрокомбинат «Холмеч» — приобретает для своего магазина мясо из «Советской Белоруссии».

На чем можно построить торговый бизнес, тоже более-менее понятно. Если производство говядины нередко убыточное, нужно немало времени, чтобы вырос скот, то с птицей просто: покормил сорок дней – и на продажу. За примером далеко ходить не нужно. Достаточно взглянуть, как раскрутились ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» и ОАО «Солигорская птицефабрика».

Птицеводство считает перспективным исполнительный директор калинковичского СУП «Дудичи-Агро» Сергей Близнец. Здесь собственная птицеферма, но продают не мясо — яйца. Рентабельность производства почти 14 процентов, а удельный вес за 7 месяцев в объеме выручки всего хозяйства 10 процентов, или 200 тысяч рублей. Поставки идут в организации Мозырского района и Гомеля в счет приобретения запчастей, за долги. Есть своя торговая точка на рынке. Цены минимальные, от того яйца пользуются спросом. Выручка идет для выплаты зарплаты работникам.

ЕЩЕ одно торгующее хозяйство этого же района СПК «Дружба-Автюки». Продажи через единственный собственный магазин на рынке в Калинковичах — 20 процентов от собранного урожая картофеля и лука. Цена что в розницу, что оптом сложилась неплохо. В 2016 году при себестоимости тонны картофеля в 243 рубля за нее выручали почти 307 рублей.

Сюда очень любят заглядывать покупатели в возрасте. Они могут часами ждать, пока привезут продукцию. Ведь торговые надбавки здесь минимальные. Также через магазин лучшим работникам хозяйства отпускают подарки — продуктовые наборы на сумму 60—65 рублей каждому. Причем без вычета из зарплаты.

За прошлый год фирменная торговля принесла 762 тысячи рублей, хотя в позапрошлом всего 358 тысяч. Виден грамотный подход к делу, поэтому есть дополнительная копейка.

Однако большинство хозяйств своих магазинов не имеют. У кого-то не хватает смелости открыть, у кого-то — денег и времени.

kovalev@sb.by

Фото автора

Версия для печати
Diogen
Это - рабочие места в сельской местности, это - конкуренция и антимонополия, это - прибыль в сельском хозяйстве, это - развитие логистики и логистических центров
Иван г.Кричев
Конечно выгодно. Продукция продается не просто по цене, а уже с надбавленной стоимостью, с другой стороны цены
на эту продукцию ,к примеру мясную, ниже чем на продукцию того же крупного мясокомбината.А это уже лучше для
хозяйства, выше покупательская способность.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?