Сестры и милосердие

Они спасли сотни жизней и встретили на войне свою любовь

Они спасли сотни жизней и встретили на войне свою любовь

В фотогалерее заслуженных женщин Первомайского района, приуроченной ко Дню города и 40-летию Первомайского района столицы, их фотографии рядом. У этих женщин родственные души и одно имя – сестрички.

Снимок из 1945 года

Валентина Ивановна не помнит сегодня ни имени, ни фамилии того фотокорреспондента, ни из какой он газеты… Но память ярко высвечивает тот день.

Апрель 1945 года. Река Одер, последний водный оплот врага под Берлином. Фашисты держатся за него цепко, оказывая жесточайшее сопротивление.

Страшно выскочить из окопа. Но надо спешить на помощь стонущим бойцам, которые повторяют, как молитву: «Сестра, сестричка!»

Их батальон наводил понтонный мост через Одер. А противник все время обстреливал: только наши на переправу — вмиг появляются самолеты с черными крестами. Кто-то успевал добежать до береговых окопов, а кому-то укрытием служили воды холодной реки. Но это было коварное укрытие. Не всех раненых удавалось вытащить из цепких объятий Одера, шинели намокали и гирей тянули ко дну.

Санинструктору Пленкиной было тяжело.

— К концу дня руки уже не слушались. Хотелось лечь и забыться долгим сном, — вспоминает Валентина Ивановна. – Но мне было тогда только 20 лет, кровь бурлила... Отдышусь – и снова за работу. Сколько спасла ребят, со счету сбилась. Вот и тому, раненному в голову, который на снимке, сумела вовремя оказать помощь. Как он благодарил меня! Может, и сегодня благодарит, если живой.

Сама Валентина Пленкина тоже чудом осталась жива. Война оказалась не такой, как в фильме «Боевые подруги».

Кинокартину эту девушка смотрела несколько раз, она сыграла важную роль в ее решении пойти на фронт. Окончив ускоренные курсы медсестер, бывшая школьница попала в 309-ю стрелковую Сибирскую дивизию.

В первых боях судьба хранила молоденькую медсестру от пуль и осколков. Но под Харьковом она чуть не простилась с жизнью.

Случилось непредвиденное. У солдат их подразделения, сдерживающего натиск превосходящих сил противника, закончились патроны. Когда их подвезут, никто не знал. Пришлось окопаться и затаиться. А фашисты, видимо, догадались, какие у русских проблемы. Шеренга автоматчиков выдвинулась вперед… И тут из окопа выскочил молодой офицер: «За мной! За Родину!» Наши бойцы пошли в рукопашный бой. Немцы остолбенели, залегли. Но в это время из населенного пункта, где обосновался неприятель, застрочили пулеметы.

Старшина медицинской службы Пленкина металась, оказывая помощь подкошенным пулями солдатам. И вдруг ощутила удар по лицу. Подумала: ком земли… Но услышала слова пробегающего мимо солдата: «Сестричка, да ты сама ранена!» Валентина посмотрела на руки и ноги. Целы. Взглянула на маскхалат, а он в крови. Как выяснилось, пуля прошла через подбородок. Ранение оказалось сильным, полгода провела в госпиталях. Как память о том испытании — шрам и медаль «За отвагу», которую Валентина Ивановна считает одной из главных своих наград.

Дорог ей и орден Красной Звезды, полученный за боевую операцию на реке Друть возле Рогачева. После госпиталя в декабре 1943 года Валентину Ивановну направили на I Белорусский фронт в 136-й отдельный понтонно-мостовой батальон.

— Нам поставили задачу построить за три ночи мост для прохождения танков. Как раз на этом участке намечался прорыв вражеской обороны. И был приказ: строчить ночью из пулеметов, бить из орудий, чтобы фашисты не догадались о строительстве. Но на третью ночь вражеская разведка все-таки пронюхала о переправе. На нас обрушился шквал огня. Но работу мы выполнили в срок. И танки прошли по мосту на тот берег. А на следующий день мы вырыли большую братскую могилу и похоронили погибших...

На белорусской земле пришла к Валентине Пленкиной и первая любовь. Под Речицей она встретилась с Николаем Мазановым, молоденьким лейтенантом. От седого Днепра дошли они, обрученные войной, до стен Берлина. И не только расписались на Рейхстаге, но и зарегистрировали свой брак, как только в поверженной Германии открылось посольство СССР.

— 314-й парой были, — улыбается Валентина Ивановна. – Мне так хотелось в Москву, мечтала поступить в медицинский… Но Николай Федорович не позволил. В 1946 году у нас появился первый сынишка, в 1949-м – второй. Наши дети окончили Минский политехнический институт, работают. И сейчас я очень богатая бабушка: у меня три внука, два правнука и одна правнучка.

Валентина Мазанова в постоянных заботах и общественных делах. Недавно она получила украинскую юбилейную медаль, а белорусские военные тележурналисты сняли о ней документальный фильм.

Героическое «па» на Курской дуге

Было это несколько лет назад. Преддверие праздника 8 Марта, ожидание торжества и подарков. И Зинаида Билецкая получила их. Один – самый неожиданный — медаль «За отвагу». 58 лет искала награда Зинаиду Филипповну. И нашла!

Присела бывшая фронтовичка за стол и задумалась: какой подвиг совершила она, санинструктор артиллерийской батареи, на Курской дуге, за чью спасенную жизнь представили ее к награде?

…Вой снарядов, грохот и дым. Даже солнца не видно за его тучами. Сколько раненых солдат вынесла тогда Зинаида из лютого пекла, сколько жизней спасла?

Калейдоскоп памяти выстраивает эпизоды прошлого. Вот он, кажется, тот день. На батарею «студебеккер» привез снаряды. Фашисты заметили машину и открыли ураганный огонь. Водителя ранило, и автомобиль замер. Броситься на помощь шоферу никто не решался, потому что обстрел был сильным. Бойцы лежали на дне окопов и ждали страшного взрыва. С ужасом думала об этом и она, санинструктор Чибизова. Но прошла минута, вторая. Тихо. И тогда 19- летняя Зинаида решила: медлить нельзя, надо спасать человека:

— Доползла до машины, встала на подножку, приоткрыла дверь кабины. Водитель был ранен в шею, весь в крови! Тянула я его в траншею, а за нами стелился алый след… Думаю, за этот случай и представил меня командир к награде. А почему она затерялась? Я потом воевала в разных подразделениях, и медаль, видимо, не поспевала за мной.

Да, Зинаида Филипповна воевала во многих подразделениях. И везде было очень трудно: Сталинградская битва, Курская дуга, бои за Берлин, освобождение Праги. У нее 28 наград, среди них — орден Красной Звезды, орден Отечественной войны I степени…

Спрашиваю Билецкую:

— Я слышал, что вы готовили себя к другой жизни, хотели быть балериной?

— Да, училась в хореографическом училище при Большом театре в Москве, — отвечает Зинаида Филипповна. — Но когда над страной нависла беда, 38 наших девушек решили стать медсестрами. И большинство из нас пошли на фронт.

— На войне вы и мужа нашли?

— Когда ехали поездом на Курскую дугу, я случайно встретила Павла Петровича Билецкого, тогда он был капитаном. Потом наши фронтовые дороги разошлись. Но в День Победы мы снова встретились — и уже на всю жизнь. В 1945-м зарегистрировали свой брак в Москве.

— Не было желания вернуться в хореографическое училище?

— Было, но у офицерских жен особенная судьба. Я только перечислю, где муж служил, и вы все поймете: Камчатка, Хабаровск, Уссурийск, Астрахань, Баку, Кутаиси, Ленинград, Минск. В Белорусском военном округе муж был командующим ракетными войсками.

А с бывшими подругами по училищу, москвичками, я, конечно, поддерживаю связь, они шлют мне поздравления с праздниками, я — им.

Не вышло с балетом, но жизнь состоялась...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter