Сервис у дороги

Чего не хватает водителям и туристам в пути и почему буксует бизнес на обочине?

Чего не хватает водителям и туристам в пути и почему буксует бизнес на обочине?

Как театр начинается с вешалки, так дорога начинается с придорожного сервиса. Все хотят сделать свой путь максимально удобным и комфортным. Сегодня в стране насчитывается порядка пятисот объектов придорожного сервиса. Вроде и немало, тем более что, по данным Министерства транспорта и коммуникаций, один объект встречается через каждые 30–40 километров. Но проблема в том, что этот показатель сродни средней температуре по больнице. На деле же большинство кафешек и зон отдыха располагаются вблизи крупных городов, а в регионах до сих пор встречаются белые пятна по сто и более километров. Для транзитной страны, согласитесь, картина не впечатляющая. Как же сделать путешествие более приятным, а бизнес у дороги более выгодным?

Здесь будет чудо-комплекс

В середине 1990-х годов Людмила Ничваюк была депутатом парламента, а после ей предлагали пост заместителя министра торговли. Но женщина решила посвятить себя бизнесу. Ее компания “АгораБел” неплохо зарекомендовала себя в сфере строительства и ремонта. Заработали денег и решили возвести объект придорожного сервиса, но не банальную забегаловку у обочины, а целую индустрию отдыха. Место выбрали шикарное: рядом автомагистраль Минск — Москва, в семи километрах Национальный аэропорт. Вокруг чудесная лесная зона, кристально чистый воздух, тишь да благодать.

Власти Смолевичского района оказали бизнесвумен всяческую поддержку с оформлением документации, прохождением различных процедур, и работа закипела. Рискну предположить, что новый объект удивит не только белорусов, но и окажется в диковинку для многих иностранцев. А ведь всего три года назад на этом месте была обыкновенная свалка.

— Мы предусмотрели отель на 140 мест, который номинирован на четыре звезды, — рассказывает Людмила Андреевна. — На первом этаже турецкая сауна, два магазина, парикмахерская, массажный кабинет, ресторан, бар. Рядом общежитие для сотрудников, кафе-барбекю, теннисные корты, поле для мини-футбола. Отдельно отстроили корпоративный спа-комплекс с парилками на дровах и бассейном. Желающие отдохнуть в одиночестве смогут остановиться в симпатичных деревянных домиках, выполненных в национальном стиле.

Здесь решили уйти от привычного ныне глянца, и при строительстве и отделке использовали максимум натуральных материалов. Вокруг просто неописуемая красота. Проектирование сделали таким образом, чтобы не только сохранить двухсотлетние дубы, сосны, но и привнести свою изюминку. Высадили порядка 400 саженцев березы, калины, рябины, разбили английский газон, цветочные клумбы.

В общем, размахнулись предприниматели не на шутку. Объем инвестиций в строительство, по расчетам Людмилы Ничваюк, составит примерно 14 миллионов долларов. Естественно, пришлось прибегнуть к кредитным ресурсам банка, благо репутация у компании положительная. А первых постояльцев смогут принять уже в этом году.

Когда время — деньги

Подобных сервисных комплексов, пусть и не такого масштаба, хотелось бы видеть побольше. Но, увы, пока уровень нашего придорожного сервиса значительно отстает от европейского, что отмечают и водители.

— На ваших дорогах не хватает больших охраняемых парковок для грузовиков, приличных кафе, магазинов, небольших гостиниц, душевых кабин. Шиномонтаж редко встречается. Да что говорить, напряженка даже с туалетами. Углубьтесь в лес метров на пятьдесят, и сами все увидите, — говорит водитель-международник с десятилетним стажем Дмитрий Орлов из Самары.

— Да и с питанием тоже не всегда гладко, — вступает в разговор напарник Дмитрия. — В соседней Польше, например, огромное количество ресторанчиков, пиццерий и баров, где предлагают все, от суши до домашней кухни. При этом порции приличные, а цены приемлемые. Конкуренция дает о себе знать. Здесь все-таки дороговато, да и кроме невзрачных беляшей и надоевших хот-догов зачастую нечего выбрать.

Нелестно отозвались о местном сервисе и в Комитете госконтроля по итогам недавней проверки в Гродненской области. К примеру, из 70 магазинов, относящихся вроде бы к объектам придорожного сервиса, 30 расположены в населенных пунктах. Мало того, они ничем не отличаются от обычных магазинов. Товары первой необходимости для автолюбителей — моторные масла, лампочки, стеклоомывающие жидкости, буксировочные тросы — в них не продаются. Есть у контролеров претензии и к местным властям. В частности, в Лидском районе предприниматели намеревались построить гостиничный комплекс рядом с АЗС недалеко от деревни Кенти. Но облисполком не согласовал данный участок, предложив другое место, в лесу, на неудобице, в отдалении от придорожной полосы, отметили в КГК. К тому же выделение этого участка согласовали лишь спустя четыре месяца после подачи заявления. На этом мытарства предпринимателей не закончились. В ходе проектирования выяснилось, что участок не может быть использован по назначению, и его придется перенести на 60 метров. В итоге инвесторы плюнули на это дело и отказались от реализации проекта, потеряв на этом время и деньги.

Есть проблемы с подключением объектов к электро- и газоснабжению, с выдачей всевозможных разрешений. Например, уже знакомой нам Людмиле Ничваюк восемь месяцев пришлось согласовывать с ГАИ подъездные пути.

Еще одно препятствие — частая смена правил, множество всяких инструкций и прочей бюрократии.

— Нам не дают работать так, как мы хотим, — рассказал мне владелец одного из придорожных кафе. — Все время во что-то приходится вкладываться. Поменялись санитарные правила — все надо переделывать. В Европе кафе стоят по сто с лишним лет, и там за это время ничего не изменилось.

Все включено

Эксперты единодушны: одна из причин медленного развития придорожного сервиса в том, что господдержка предпринимателей, занимающихся этим бизнесом, декларирована, но на практике не всегда гарантирована.

— Судите сами: получить льготный кредит в банке проблематично. Законодательство часто запутанно, штрафы огромны и порой несоразмерны наносимому ущербу. Нередки случаи, когда инвестор, столкнувшись с хождением по инстанциям для получения справок, всевозможных разрешений, просто сворачивает удочки, нарвавшись на отечественный бюрократизм, — отмечает экономист Александр Мохнач.

По международным стандартам, если турист на один доллар основной услуги дополнительно тратит 3—5 долларов, то туристический бизнес в стране окупается. У нас почему-то не спешат использовать возможность получить с гостя дополнительные деньги. Большинство объектов придорожного сервиса оказывают, как правило, одну-две услуги, в то время как, например, в Германии — 7—10.

Что же, этому тоже надо учиться. Возможно, в какой-то мере на ситуацию повлияет принятый в феврале этого года нормативный акт, регулирующий принципы размещения объектов придорожного сервиса на республиканских автодорогах. “Если раньше мы говорили о том, что хорошо построить какое-то небольшое кафе с минимальным набором услуг, то сейчас говорим, что это неприемлемо, — комментирует заместитель начальника главного управления автодорог Министерства транспорта и коммуникаций Александр Головнев. — Мы выходим на понятие многофункционального объекта, который должен сочетать в себе максимально возможный спектр услуг, начиная от заправки и заканчивая душем, гостиницей, кафе и так далее. И второе: мы переходим к понятию качества этих услуг”.

Иными словами, придорожный сервис — это та сфера экономики, где государственно-частное партнерство должно заработать не на словах, а на деле. И власть, и бизнес в равной мере должны осознать, что дело это взаимовыгодное, и ключом к успеху станут взаимопонимание и доверие друг к другу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter