Последние несколько лет автосервис находится в зоне пристального государственного внимания

Сервис приводят в чувство

Последние несколько лет автосервис находится в зоне пристального государственного внимания...

Последние несколько лет автосервис находится в зоне пристального государственного внимания. И это не случайно. Интенсивно развивающаяся сфера бизнеса то и дело балансирует на грани тени. Три года назад в регионах были созданы рабочие группы по наведению порядка в автосервисе и торговле запасными частями. Но и они, судя по всему, уже едва поспевают за бурным развитием событий.

К такому выводу пришел Комитет государственного контроля Гомельской области после мониторинга ситуации в регионе. Впрочем, специалисты КГК объективности ради отдали должное: региональные рабочие группы, которые под координирующим началом областного управления бытового обслуживания объединили самые разные организации — от налоговой до милиции, — делают многое. Только в этом году на Гомельщине реализовано около 160 плановых и оперативных проверок, по результатам которых в нарушителях оказались 135 станций технического обслуживания и гаражных «умельцев». Плюс к тому контрольные и надзорные службы провели почти 280 мониторингов–срезов. По ним вычислили еще за сотню СТО, отклонившихся от закона. Счет штрафов и начисленных налогов — на сотни миллионов рублей. Но и при этом, казалось бы, внушительном раскладе есть основания полагать, что речь идет только о вершине айсберга. Все гораздо шире и глубже. Заместитель начальника отдела КГК области Сергей Глоба продолжает мысль:


— Во время мониторинга мы изучили работу всего нескольких станций технического обслуживания в Гомеле и Добрушском районе. И вынуждены констатировать: нарушения носят массовый характер. На каждой из проверенных станций было за что привлекать к административной ответственности.


Пробелы до боли знакомые. Например, СТО активно предлагали виды ремонта автомобилей, на которые не имеют сертификатов соответствия. Починить кузов и подвеску, заменить тормозные колодки — пожалуйста, но без документально подтвержденного права на это. Или же при починке машин использовали неповеренные средства измерений. А это в конечном итоге тянет за собой вопросы качества и безопасности. Ну и, конечно, выручка мимо кассы. На одной из станций, расположенной на территории Добрушского района, вне аппарата прошло в течение дня около 5 миллионов рублей. Специалисты добавляют заинтересовавшие их подробности:


— На момент проверки на этой СТО находилось 28 автомобилей. Причем часть из них оказалась в складском ангаре, принадлежащем местному сельхозпредприятию. По сути, была спрятана среди аграрной техники. А как иначе такое воспринимать, если фирма и хозяйство не имели договора аренды? Но и это еще не все. Следуя журналу учета фирмы, за последние восемь месяцев станция обслужила всего... 20 автомобилей, то есть едва ли не столько же, сколько было на ремонте, когда пришли работники КГК.


Только по трем проверенным СТО рассмотрено 23 административных материала, сумма штрафных санкций превысила 60 миллионов рублей. С одной стороны — капля в море. А с другой, если по трем станциям такая картина, то какова же она в реальности?


На самом деле этот точечный анализ говорит о многом. Прежде всего о том, что автосервис не теряет коммерческой популярности. Да и как ее потеряешь при нынешних темпах автомобилизации и закономерном старении парка? А еще о том, что упрощенная система налогообложения, которая сегодня применима в этой сфере услуг, довольно часто уводит недобросовестных плательщиков в сторону от кассы. Быть может, введение патента на такой вид деятельности помогло бы исключить «двойные стандарты»? Непраздным выглядит и вопрос, насколько реально гаражному мастеру трансформироваться в легальную СТО, когда условия сертификации услуг практически неподъемны для отдельно взятого ипэшника, и всегда ли оправданны эти требования?


Понятно, что в глобальном плане тема — не регионального уровня. Однако именно отсюда особенно хорошо просматривается, где наболело и в каком месте нужно лечить, чтобы оздоровить ситуацию. По инициативе областного госконтроля в ближайшее время региональная рабочая группа и местные власти проведут расширенную встречу, чтобы вместе выйти на предложения о том, как сдерживать нелегальное развитие бизнеса и какие перемены в законодательстве могли бы поправить положение дел.


Фото КГК Гомельской области.

 

Советская Белоруссия №205 (24342). Среда, 30 октября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter