Востребованы ли работники сферы бытового обслуживания на селе

Сервис на грани деревни

Рукастые мастеровые — швеи, прачки, кузнецы, плотники, обувщики — в былые времена были в каждом селе. Их уважали, к ним шли за услугой или просто советом. Сегодня сфера бытового обслуживания совсем иная. Она стала мобильной.  Есть в ней место «бытовке» на селе или все же сельчанам чаще приходится полагаться на себя и свои руки, выясняли журналисты «СГ».

БРЕСТЧИНА

Из райцентра хорошо бы в глубинку


Комплексный приемный пункт в агрогородке Брашевичи Дрогичинского района открывается в 9 часов утра. Есть и первые клиенты. Кто-то приносит обувь в ремонт, кому-то надо подшить одежду или купить постельное белье.

— Некоторые заказы выполняю на месте, другие отправляю в райцентр, — делится секретами хозяйка пункта Татьяна Момотюк. — Людям удобно заказать услугу и нередко получить ее в тот же день. Для многих сельчан мы находимся в шаговой доступности. Арендуем помещения в административном здании ОАО «Брашевичи». Со всеми задачами справляемся вдвоем — я и парикмахер Анна Солонинка.

Специалист участка бытового обслуживания Дрогичинского ЖКХ Нина Остапук ремонтом обуви занимается более 30 лет.

В Брашевичском КПП Татьяна Николаевна трудится более 35 лет. После школы оту­чилась на портного верхней мужской и женской одежды. Специальность в ее родной деревне оказалась востребованной. В 80-х годах прошлого века в местном Доме быта работали 11 человек. Потом их постепенно сократили, а само учреждение разместили по другому адресу. Кстати, бывшее здание Брашевичского КБО до сих пор пустует, так как было признано аварийным. Трех помещений в нынешнем приемном пункте, где размещаются парикмахерская, швейная мастерская и стол приемки заказов, двум его работникам вполне достаточно.

Парикмахер из райцентра в Брашевичи приезжает раз в неделю. Татьяна Момотюк всегда на месте. Приняв заказы, она усаживается за швейную машинку или оверлок — ремонтирует принесенную одежду, шьет простыни, пододеяльники, наволочки. Комплекты постельного белья можно купить прямо на месте: двухспальные от 43 до 45 рублей, полуторные — по 36. Все продается и по отдельности. Цена наволочки, например, 4 рубля 75 копеек. Это дешевле, чем во многих городских магазинах. Ткань для белья берут на Барановичском ПХБО, она хорошего качества. И выбор достаточно широкий.

— Обувь сама ремонтировать не могу, — делится тонкостями Татьяна Николаевна. — Отправляю в райцентр, где на базе районного ЖКХ действует участок бытового обслуживания. Когда заказы готовы (обычно на это надо несколько дней), людям нужно их забрать и расплатиться за услугу. Для клиентов это удобнее, чем самим ехать в город и обращаться в мастерскую.

Мастер участка бытового обслуживания Дрогичинского ЖКХ Мария Лелеш считает, что комплексный приемный пункт в Брашевичах один из лучших в районе:

— Похожие пункты действуют в Именине, Бездеже, Хомске, Радостово и других агрогородках. Всего их на базе нашего предприятия девять. Некоторые услуги местные специалисты оказывают населению сами. Более сложные операции по ремонту, пошиву выполняют сотрудники нашего Дома быта.

Этот адрес в райцентре хорошо знаком многим клиентам. После областных «Дажынак», которые прошли в Дрогичине несколько лет назад, здание капитально отремонтировали. На втором этаже размещаются швейный цех, обувная мастерская, работники которых обслуживают весь район, изготавливают спецодежду для организаций, ремонтируют обувь.

Нина Остапук — ветеран обувной мастерской. Трудится здесь уже более 30 лет и может выполнить самый сложный ремонт.

— Многие считают, что давать вторую жизнь туфлям, босоножкам, сапогам исключительно мужское дело, — Нина Афанасьевна на секунду отвлекается от привычной работы. — Я своим примером доказываю обратное.

Конечно, силами одного Дрогичинского ЖКХ, на базе которого в последние годы работает «бытовка», охватить весь район сложно. Местные власти стараются поддерживать частную инициативу. Правда, в отдаленные регионы бизнес идет неохотно. В самом же райцентре уже есть несколько частных мастерских по ремонту обуви, одежды, услугами которых пользуются и сельчане.

Заместитель начальника отдела главного управления торговли и услуг Брестского облисполкома Наталья Яценко отмечает, что в области мастерских по пошиву одежды, ремонту обуви и другим услугам становится все больше:

— Этой работой, в соответствии с законодательством, могут заниматься физлица, которым не нужно регистрироваться как индивидуальным предпринимателям, оформлять кипу документов, а начать свой бизнес по заявительному принципу. Такой возможностью пользуются многие граждане, которые находят своих клиентов не только в городах, но и в сельской местности.

Александр КУРЕЦ

kurets@sb.by

Фото Ивана ЛЕОНЧИКА


МОГИЛЕВЩИНА

Запчасти дешевле у частника

Технический парк на многих подворьях сельчан самый разнообразный. Да и как сегодня, работая на земле, обойтись без бензокосилки или мотоблока? У многих уже сформировался целый машинный двор — ведь надо и свои участки возделать, и соседям помочь. Понятно, что каждый хозяин следит за состоянием своих железных помощников. Но что делать, когда что-то ломается?

К примеру, в агрогородке Тетерино Круглянского района сообщество таких агротехнически экипированных хозяев насчитывает три десятка. Среди них, как и в любой другой деревне, сформировались определенные «корпоративные» правила и порядки. При каких-то поломках и неполадках первым делом сельчане обращаются к соседу. Именно на взаимопомощи строится общение.



Валерий Шагун (на снимке) — в прошлом фермер, а ныне — пенсионер. У него в Тетерино одно из самых технически оснащенных хозяйств. Есть и небольшой трактор МТЗ, и два прицепа к нему, плуги, культиваторы, сеялка для зерновых, сажалка и копалка для картофеля. Не говоря уже о вспомогательной технике.

— Особой проблемы с ремонтом не вижу. Конечно, если что-то сломалось, первым делом — звонок другу, — рассказывает он. — У каждого в мастерской есть какой-то запас запчастей. Плюс свой мастеровой опыт. Соберемся, покумекаем — и техника в строю. Сегодня я помогу соседу, завтра он мне. Тут отказа не жди, да и сам не отказывай. У нас свои взаиморасчеты и обязательства.

По словам Валерия Игнатьевича, такая соседская взаимовыручка срабатывает в 60 процентах случаев. В народе много мастеровых и толковых людей. Да и сельчане привыкли надеяться на собственные силы.

А уж коль по соседству нужной детали не нашлось, приходится обращаться в местное предприятие агросервиса — ОАО «Круглянский райагропромтехснаб». Там и деталь выточат, и подшипник заменят, если есть на складе. Всего день-два подож­дать придется.

Только вот есть вариант более выгодный — обратиться в частную фирму, которая по области торгует запчастями. Там, признаются сельчане, все примерно на четверть дешевле, чем в агросервисе.

— К частнику обращаться все же выгоднее, в этом убеждаешься на опыте, — дает расклад Валерий Шагун. — Я пытался напрямую связаться с заводами-изготовителями, но они не работают с частниками — отправляют в свои торговые представительства. Однако выгоднее обращаться в мелкотоварные фирмы. С бензопилами и косами тоже есть к кому идти. Если деталь покупать — то на местном рынке по выходным предприниматели и под заказ, и на месте работают. В Круглом есть отличный мастер — к нему и ездим. На днях ремонт бензокосы у него обошелся мне в 5 рублей. Он один болт заменил, и не пришлось новую запчасть покупать.

Частный рынок услуг «не спит». И коль есть спрос на запасные части и ремонтные работы, предприимчивые люди всегда тут же реагируют на него. Для сельчан такие мелкотоварные предложения весьма кстати.

Диана ГАРАНИНОВА

garaninova@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter