Логистическая система Беларуси становится все более привлекательной для иностранных перевозчиков

Сервис, для которого нет границ

Беларусь давно перестала слыть новичком на рынке транспортно–логистических услуг, все чаще привлекая к сотрудничеству крупные компании. Что немудрено. В стране, имеющей большой транзитный потенциал — транспортные коридоры, активно наращиваются объемы логистического сервиса, строятся современные транспортно–логистические центры (ТЛЦ). Это как раз тот случай, когда белорусы в лучших традициях свойственного им гостеприимства умеют, как говорится, «гатаваць i падаваць».


Фото БелТА

«Белтаможсервис» — один из тех, кому доверено развивать это направление, повышая транзитную привлекательность государства. О достижениях предприятия и перспективах рассказывает его генеральный директор Юрий Король:


— Программа развития логистической системы Беларуси прежде всего позволила привлечь к нам внимание серьезных партнеров, в том числе зарубежных. А также дала серьезный импульс строительству в данной сфере. Ведь успешно конкурировать с крупными игроками мирового уровня нам позволяют все те же три кита: цена, качество и комплекс услуг. Вы посмотрите, какими темпами совершенствуется работа белорусских пунктов пропуска, сокращается документооборот, внедряются электронные технологии. Что особенно важно, с логистами на этот рынок стали приходить и производственники. Сегодня «Белтаможсервис» не просто участвует в различных международных конкурсах, но и выигрывает тендеры по значимым поставкам. Мы способны оказать полный комплекс услуг, доставки — в любую точку мира.

В Беларуси создано 38 логистических центров, 20 из них — благодаря государственной концепции развития. Также в рамках этой программы построены и успешно функционируют шесть транспортно–логистических центров «Белтаможсервиса»: в Бресте и рядом с пунктом пропуска «Козловичи», Гомеле и Могилеве, еще два в Минском районе. Каждый соответствует европейскому уровню. В них оказываются комплексные логистические услуги по транзитной обработке грузов, предоставляются выгодные решения импортерам, а также экспортерам белорусской продукции. ТЛЦ предприятия оснащены современной техникой, которая позволяет выполнять все виды погрузо–разгрузочных работ.

— Какова динамика с позиции вашего предприятия по грузоперевозкам всеми видами транспорта в Беларуси?

— Только на терминалах нашего предприятия в прошлом году обработано более полутора миллионов тонн грузов. Из них 1,097 млн тонн — иностранных компаний. Прибыль «Белтаможсервиса» в сравнении с 2014 годом увеличилась в 2,5 раза. А все благодаря комплексу предлагаемых услуг и переориентированию потоков в Беларусь. Ведь когда мы только пришли в логистику, она уже выстраивалась через прибалтийские страны, Украину, а нас рассматривали просто как транзитную страну. Однако постепенно, объявив себя логистической компанией, мы начали модернизировать свои площади, строить новые ТЛЦ и привлекать клиентов, предлагая то, что им нужно по доступным ценам. Теперь они видят, что мы не просто что–то умеем, а делаем это качественно, поэтому и едут к нам. Огромную роль сыграло и образование сначала Таможенного, а потом Евразийского экономического союзов.

— Юрий Геннадьевич, далеко не все знают, что транспортно–логистический центр — это не просто склад. Что сегодня представляет собой ТЛЦ?

— Склад — лишь один элемент. Все современные ТЛЦ «Белтаможсервиса» имеют складские комплексы, открытые площадки для транспорта, административные помещения и пункты таможенного оформления. К примеру, в административных зданиях терминала работают специалисты нашего предприятия, таможенных органов, служб фитосанитарного и ветеринарного контроля, отделения банка, компаний. Складские комплексы — это и склад временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и таможенный склад, и склад общего пользования, где хранятся, обрабатываются грузы, которые не находятся под таможенным контролем.

На складах предприятия оказывается широкий спектр услуг по таможенному оформлению: декларирование экспортных, импортных поставок, статистическое декларирование. По складской обработке — начиная от хранения и погрузо–разгрузочных работ и заканчивая взвешиванием, паллетированием, отборкой, маркировкой акцизными марками, контрольными (идентификационными) знаками, в том числе с радиочастотной меткой (RFID — метка). На складах также имеются холодильные камеры, системы контроля доступа к помещениям, видеонаблюдения, автоматизации склада, используются программы собственной разработки.

— В последнее время особым спросом у перевозчика пользуются терминалы, способные оказывать весь спектр логистических услуг...

— Есть они и у нас: в Минске и Могилеве. Эти ТЛЦ обрабатывают грузы, которые идут автомобильным и железнодорожным транспортом, тем самым позволяют увеличивать географию движения. Причем мы можем комбинировать всевозможные перевозки и оптимизировать затраты.

— Насколько конкурентоспособны ваши центры?

— С учетом того, что в этом году мы выиграли 28 конкурсов по поставкам из 58, могу сказать, что услуги предприятия востребованы и конкурентоспособны. Клиенты идут к нам в том числе и потому, что «Белтаможсервис» постоянно проводит политику оптимизации затрат и корректировки цен. Помимо оказываемых услуг внутри страны, у нас есть совместные проекты, к примеру, с Россией, Литвой, Германией... Впрочем, география широкая. Также работаем с белорусскими предприятиями по продвижению отечественной продукции за рубеж. То есть мы продолжаем развиваться и строиться. Мы изначально нацеливались на создание сети ТЛЦ, которые позволили бы обслуживать фактически все международные транспортные коридоры через Беларусь. Вместе с тем внедряем элементы общеевропейского транзита. Приведу пример. Раньше перевозчику — представителю Евразийского экономического союза приходилось оформлять бумаги для сопровождения груза у нас, а затем европейский документ на территории, скажем, Польши. Теперь же мы делаем этот документ сами, и человек спокойно передвигается с ним по всему Евросоюзу.

— Логистика, как и другие сферы, уже не может конкурировать и без IT– технологий.

— Поэтому у нас очень сильное подразделение программистов, аналитиков. Они разрабатывают программные продукты как для предприятия, так и для таможенных органов Евразийского экономического союза. Сейчас мы семимильными шагами наверстываем то, что когда–то было упущено. Кстати, следующим в развитии логистики должно стать внесение изменений в белорусское законодательство, что поспособствует интеграции в международные логосистемы. Ведь благодаря столь развернутой и многопрофильной инфраструктуре к нам будут приходить логистические операторы с именем. Для нас это опять же реклама, опыт и интеграция в те товаропотоки, которые известные партнеры приведут в Беларусь. В этой цепочке и мы сможем занять свою нишу и заработать.


Фото БелТА

— Вы говорите, что развитие нашей логистической системы идет семимильными шагами. А хватит ли мощностей? И, как считаете, достаточно ли используется транзитный потенциал Беларуси?

— По моей оценке, потенциал огромен. Да, через контрагентов мы вышли на внешние рынки, однако теперь хотим организовать за рубежом свои представительства, филиалы и организовывать движение товаров и грузов, как говорится, от двери и до двери. Второй момент: белорусским специалистам, логистам нужно учиться, развиваться как самостоятельно, так и сотрудничая с зарубежными коллегами. Также я обратил бы внимание на качество подготовки в вузах.

В этом году «Белтаможсервис» начинает строительство транспортно–логистического центра вблизи пункта пропуска «Каменный Лог». Что позволит на более выгодных условиях привлечь на обработку экспортные и импортные грузы, идущие транспортным коридором Калининград/Клайпеда — Вильнюс — Минск — Киев — Кишинев, а также расширять географию сотрудничества. Кроме этого, наше предприятие будет одним из операторов крупного мультимодального промышленно–логистического центра в поселке Болбасово (Витебская область). Там, используя преимущества выгодного размещения на пересечении транспортных коридоров, мы сможем обрабатывать грузы, следующие авиа, железнодорожным и автомобильным транспортом. В итоге будем оказывать полный спектр логоуслуг что называется под ключ.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 212 (25094). Четверг, 3 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter