Сертификаты несоответствия

Почему импортной упаковке позволили водить покупателя за нос?

Порой импортный товар — наказанье, а не дар

В магазин – с лупой

Есть у меня знакомая, которая очень скрупулезно и взыскательно относится к своим покупкам. Прежде чем приобрести тот или иной не знакомый ей товар, она старается внимательно изучить упаковку, маркировку, всю специальную информацию на ней. Не раз конфликтовала с работниками магазинов, возмущаясь по поводу того, что на упаковке слишком мелкий шрифт – такой, что невозможно прочитать. А затем стала брать с собой, направляясь в очередной шопинг, приличных размеров лупу. Как-то мы встретились в продовольственном магазине. С ее помощью знакомая сосредоточенно читала информацию, изложенную на упаковке с импортным соком. И услышал немало нелицеприятных слов об иностранных производителях и отечественных импортерах.

— Неужто надписи на белорусских товарах качественнее, чем на импортных? – задал я возмущенной покупательнице провокационный вопрос.

— По крайней мере, шрифт на них крупнее. Хоть что-то можно прочитать. Да и всяких ребусов встречается поменьше, — услышал в ответ.

Этот разговор вспомнился мне, когда присутствовал на заседании коллегии Комитета госконтроля, на котором рассматривались результаты проверки соблюдения законодательства Беларуси по качеству, безопасности, маркировке, комплектности и упаковке при реализации на внутреннем рынке нашей страны иностранных потребительских товаров.

…И «вымывают» из страны валюту

Перед началом коллегии можно было ознакомиться с отдельными образцами импортной продукции, продававшейся с нарушением национальных стандартов. С наиболее типичными ознакомился и заместитель премьер-министра Беларуси Иван Бамбиза. Иван Михайлович задавал уточняющие вопросы начальнику государственной торговой инспекции Комитета госконтроля Галине Жданович, которая выступила в роли гида необычной выставки. А затем на заседании коллегии КГК попросил слова.

— Законодательная база, — отметил он, — по обсуждаемому вопросу определена. Мы создали межведомственный координационный совет, чтобы решать проблемы такого рода. Совет Министров поручил мне его возглавить. Я думал, что совет будет заниматься стратегией. А придется заниматься организациями, которые выдавали сертификаты соответствия на ввозимый импортный товар, которые, как показала проверка, не соответствуют предъявляемым требованиям, национальным стандартам.

Поводов для вмешательства более чем достаточно. Несмотря на значительное количество организаций, осуществляющих обязательную сертификацию (59 их аккредитовано Госстандартом), государственную гигиеническую регламентацию и регистрацию (24 организации Минздрава) и государственную санитарно-гигиеническую экспертизу (139 центров гигиены и эпидемиологии) товаров, внутренний рынок недостаточно защищен от поступлений зарубежной продукции, не соответствующей национальному законодательству.

Министерство торговли, пришла к выводу коллегия КГК, ослабило функции государственного контроля в области защиты прав потребителей. Оно практически не препятствует реализации на внутреннем рынке товаров, не снабженных необходимой и достоверной информацией. Недорабатывает, осуществляя государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Мощные потоки заграничных дублеров через импортеров-частников поступают в Беларусь, «вымывая» из страны валюту и сокращая оборот отечественных товаров. С начала года ввезено импортного пива, мучных кондитерских изделий, безалкогольных напитков, соков, крепких спиртных напитков, маргарина на десятки миллиардов рублей. Особенно тревожно то, что из-за рубежа на внутренний рынок поступают товары, не отвечающие нашему национальному законодательству по маркировке, комплектности и упаковке, с нарушениями требований по предоставлению потребителям полной и достоверной информации. Более того, уполномоченные органы Госстандарта и Минздрава признают эти «ущербные» товары соответствующими требованиям технических нормативных правовых актов (ТНПА) Беларуси.

В июне этого года проведены проверки, о результатах которых проинформированы правительство, Госстандарт и Минздрав. Им было предложено принять срочные меры для исправления тревожной ситуации.

Как потребителей вводят в заблуждение

Через несколько месяцев в ходе новых проверок Комитет госконтроля снова выявил факты допуска на внутренний рынок импортной продукции, не соответствующей отечественному законодательству. Маркировка обследованных товаров по-прежнему не соответствует требованиям основного нормативного документа по предоставлению информации для потребителя, а также иным ТНПА, на соответствие которым заявителям (зарубежным изготовителям, импортерам) выданы сертификаты соответствия и удостоверения о государственной гигиенической регистрации. Эти документы правильнее было бы назвать сертификатами несоответствия.

Информация на товарах, произведенных российскими компаниями «Сады Придонья», «Вимм-Билль-Данн» и другими, изложена недопустимо мелким шрифтом, а в отдельных случаях и вовсе нечитаема. Только с помощью лупы можно прочесть текст на специально вырабатываемую для детей продукцию разрекламированной торговой марки «Растишка». Состав обогащенного витаминами и минеральными веществами йогурта, предназначенного для детей с трехлетнего возраста, на первый взгляд, вполне приемлем: обезжиренное молоко, сливки, сахар-песок, сухое обезжиренное молоко, йогуртная закваска. Но далее, увеличивая при помощи лупы микроскопический текст, выясняем состав фруктового наполнителя: сироп сахарозы, фруктоза, глюкозо-фруктозный сироп, клубничное пюре, стабилизаторы: Е 1442, гуаровая камедь; комплексообразователь цитраты кальция, краситель кармины, ароматизатор, идентичный натуральному, «клубника», регулятор кислотности: лимонная кислота; витаминный премикс. Есть что скрывать с помощью мини-шрифта! Прочитав состав йогурта, родители задумаются: покупать ли его для своего ребенка?..

Очень остро отреагировали члены коллегии Комитета госконтроля на то, что органы по сертификации вместо предъявления обоснованных требований к зарубежным изготовителям по маркировке продукции, поставляемой в нашу страну, разрешают зарубежным изготовителям и импортерам перемаркировывать (дополнительно стикеровать) ввезенную продукцию. Потому что стикерование, проводимое в целях соблюдения отечественного законодательства, иногда даже исключает наименование товара, данное зарубежным изготовителем! А ведь информация о наименовании продукта согласно требованиям национального законодательства должна быть понятна потребителю, соответствовать терминам, применяемым в государственных стандартах Республики Беларусь, и не вводить потребителя в заблуждение.

Наглядный пример. В торговом зале филиала одного из столичных супермаркетов реализовывался нектар персиковый с мякотью гомогенизированный «Рич». На потребительских упаковках нектара производителем нанесена промышленным способом минимальная массовая доля фруктового пюре в размере 45 процентов и указана неполная информация о пищевой ценности продукта. Таким образом, допущено нарушение действующего белорусского стандарта. При дополнительном стикеровании на данном нектаре указаны уже иные сведения о минимальной массовой доле фруктовой части (в размере 50 %, как того и требует национальное законодательство). В сведениях о пищевой ценности продукта «всплывают» недостающие показатели. Прочитав обе маркировки, потребитель оказывается дезориентированным: какая информация правильная, какой можно доверять?

Почему порой, недоумевали члены коллегии КГК, выдаются сертификаты на нектары иностранного производства, предназначенные (согласно маркировке зарубежного изготовителя) для детского питания, когда в Беларуси нектары для юных потребителей вообще не выпускаются? В розничной торговой сети, как говорится, воз и маленькая тележка товаров, упаковочные единицы которых не соответствуют требованиям национального законодательства. Немало нарушений законодательства связано с некорректной, неточной маркировкой состава импортных пищевых продуктов. Порой даже не оговариваются условия хранения после вскрытия упаковки продукта…

Меры, что заставят уважать белорусское законодательство

Не случайно по результатам проверок, проведенных Комитетом госконтроля, только в сентябре нынешнего года на территории Беларуси запрещена розничная продажа потребительских товаров иностранного производства, не соответствующих требованиям законодательства по маркировке, комплектности и упаковке, на общую сумму 102 миллиона рублей. Успели же реализовать таких товаров на 67 миллионов.

Коллегия КГК предложила правительству, Госстандарту, Минздраву и Минторгу привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий контроль за соблюдением субъектами предпринимательской деятельности законодательства в области обеспечения качества и безопасности реализуемых на внутреннем рынке потребительских товаров иностранного происхождения. Она выработала конкретные предложения, направленные на защиту внутреннего рынка от поступления на него товаров, не соответствующих национальному законодательству, создание равных конкурентных условий для отечественных и зарубежных производителей.

Иллюстрация: Николай ГИРГЕЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter