На очередном заседании рабочей группы по изучению деятельности ЖКХ при Комитете госконтроля рассматривалась кадровая проблема

Сертификат качества для ЖКХ

Сколько платить дворнику, чтобы ему не пришлось работать на две ставки...

Сколько платить дворнику, чтобы ему не пришлось работать на две ставки, и надо ли организациям ЖКХ иметь сертификат? Поиску ответов на эти вопросы было посвящено очередное заседание рабочей группы по изучению деятельности ЖКХ при Комитете госконтроля, где рассматривалась важнейшая проблема — кадровая.


Первый заместитель министра ЖКХ Александр Терехов озадачил собравшихся цифрами. Каждый третий работник — в отрасли не более 5 лет. Следствие текучести кадров. Нормативная численность рабочих и специалистов должна быть не менее 228,8 тысячи, но фактически сложилась на уровне 199 тысяч человек. Списочная — и того меньше: 161,6 тысячи. Что есть симптом следующей тенденции: значительное количество сотрудников занято на полторы–две ставки. Но хорошо это или плохо? При том, что, как заверил экспертов первый заместитель министра образования Александр Жук, проблем с подготовкой кадров для отрасли, в том числе и так называемых модных универсальных хаус–мастеров, нет.


— Штатная численность ниже нормативной, хотя должна быть, наоборот, выше, — не скрывал проблему министр ЖКХ Андрей Шорец, — потому что в этом есть особенность функционирования отрасли. Мы ужимаемся. Оптимизируем численность. Практикуется установление расширенных зон обслуживания. Условно говоря, двое выполняют работу троих и получают соответствующую надбавку к зарплате.


Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон тут же усомнился, насколько такая практика допустима, причем не только в ЖКХ, но и в образовании, где учителя берут дополнительные сверхурочные часы, в медицине, где подработки также не редкость:


— Мы же знаем, как это во многих отраслях делается. Найдем ли мы того врача, который реально на полторы ставки работает с 9 утра до 9 вечера? На мой взгляд, люди просто ищут, как поднять уровень зарплаты не совсем правильным образом. Если кандидат наук получает 3 миллиона рублей, так он, конечно, будет из кожи вон лезть, чтобы взять полторы ставки. Но тут еще неизвестно, экономим ли мы в итоге или теряем, если меньшим числом люди якобы делают большую работу.


Эту позицию поддержал заместитель министра энергетики Леонид Шенец, сказав, что сокращение инженерно–технического персонала на электростанциях однозначно ведет к риску аварийности. Что доказано практикой.


— Так, может, надо принципиально запретить работу на 1,5 ставки, чтобы в уме такую возможность даже не держали? — продолжил рассуждения Александр Якобсон.


Тогда, возразил министр ЖКХ, надо повышать ставку 1–го разряда. И в качестве иллюстрации привел такие цифры: ставка 1–го разряда в Минском ЖКХ — 373 тысячи рублей, средняя в стране — 500 — 520 тысяч. Но в то же время зарплата в ЖКХ города — 5,2 миллиона рублей, а средняя по стране — 4,8 — 4,9 миллиона. Явный перекос в стимулировании труда налицо. Но как его устранить, если большинство работ в сфере жилищно–коммунального хозяйства нормируется, тарифицируется и жестко регламентируется, потому что туда идут дотации Минфина? Следовательно, за каждую копейку приходится отчитываться. Министерство ЖКХ предлагает до 1 мая завершить нормирование основных работ, подготовив 6 тарификационных сборников, причем с использованием хронометража действий специалистов. А затем ответить на вопрос: может ли персонал при сложившейся численности качественно и своевременно выполнять всю необходимую профилактику, ремонт, обслуживание? Рыночный метод — платить за работу столько, сколько она реально стоит — тоже решили не сбрасывать со счетов.


В общем, в ближайшее время два министерства — ЖКХ и труда и соцзащиты — должны будут решить эту задачку самым оптимальным образом. Такое поручение они получили от членов рабочей группы. А сами организации жилищно–коммунальной сферы будут проходить сертификацию. Вот как нововведение представляет Вера Мацулевич, начальник управления Комитета госконтроля:


— Сертификация должна доказывать: предприятие способно оказать качественные услуги, имеет хорошую производственную базу, штат квалифицированных специалистов.


К слову, к выводу о необходимости контроля за качеством жилищно–коммунальных услуг пришли не так давно и россияне.


— А как будете оценивать конкурентов, если вдруг какая–то частная организация захочет взять на обслуживание, скажем, целый район в Минске? — настаивал Александр Якобсон. — Конкурсы? Так это мы уже проходили в строительстве, куда приходили неизвестные компании и обещали все сделать в лучшем виде за рубль. А потом заваливали дело. В итоге пришлось вернуться к государственной сертификации.


И даже сегодня, когда большой конкуренции в ЖКХ не видно (и, пока существуют дотации, вряд ли ее стоит ожидать), обязанность руководителей госорганизаций, обслуживающих жилье и инженерные сети, хотя бы раз в 5 лет подтверждать сертификационные требования уж никак не повредит.


Советская Белоруссия №45 (24428). Вторник, 11 марта 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter