Сколько платить дворнику, чтобы ему не пришлось работать на две ставки, и надо ли организациям ЖКХ иметь сертификат? Поиску ответов на эти вопросы было посвящено очередное заседание рабочей группы по изучению деятельности ЖКХ при Комитете госконтроля, где рассматривалась важнейшая проблема — кадровая.
Первый заместитель министра ЖКХ Александр Терехов озадачил собравшихся цифрами. Каждый третий работник — в отрасли не более 5 лет. Следствие текучести кадров. Нормативная численность рабочих и специалистов должна быть не менее 228,8 тысячи, но фактически сложилась на уровне 199 тысяч человек. Списочная — и того меньше: 161,6 тысячи. Что есть симптом следующей тенденции: значительное количество сотрудников занято на полторы–две ставки. Но хорошо это или плохо? При том, что, как заверил экспертов первый заместитель министра образования Александр Жук, проблем с подготовкой кадров для отрасли, в том числе и так называемых модных универсальных хаус–мастеров, нет.
— Штатная численность ниже нормативной, хотя должна быть, наоборот, выше, — не скрывал проблему министр ЖКХ Андрей Шорец, — потому что в этом есть особенность функционирования отрасли. Мы ужимаемся. Оптимизируем численность. Практикуется установление расширенных зон обслуживания. Условно говоря, двое выполняют работу троих и получают соответствующую надбавку к зарплате.
Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон тут же усомнился, насколько такая практика допустима, причем не только в ЖКХ, но и в образовании, где учителя берут дополнительные сверхурочные часы, в медицине, где подработки также не редкость:
— Мы же знаем, как это во многих отраслях делается. Найдем ли мы того врача, который реально на полторы ставки работает с 9 утра до 9 вечера? На мой взгляд, люди просто ищут, как поднять уровень зарплаты не совсем правильным образом. Если кандидат наук получает 3 миллиона рублей, так он, конечно, будет из кожи вон лезть, чтобы взять полторы ставки. Но тут еще неизвестно, экономим ли мы в итоге или теряем, если меньшим числом люди якобы делают большую работу.
Эту позицию поддержал заместитель министра энергетики Леонид Шенец, сказав, что сокращение инженерно–технического персонала на электростанциях однозначно ведет к риску аварийности. Что доказано практикой.
— Так, может, надо принципиально запретить работу на 1,5 ставки, чтобы в уме такую возможность даже не держали? — продолжил рассуждения Александр Якобсон.
Тогда, возразил министр ЖКХ, надо повышать ставку 1–го разряда. И в качестве иллюстрации привел такие цифры: ставка 1–го разряда в Минском ЖКХ — 373 тысячи рублей, средняя в стране — 500 — 520 тысяч. Но в то же время зарплата в ЖКХ города — 5,2 миллиона рублей, а средняя по стране — 4,8 — 4,9 миллиона. Явный перекос в стимулировании труда налицо. Но как его устранить, если большинство работ в сфере жилищно–коммунального хозяйства нормируется, тарифицируется и жестко регламентируется, потому что туда идут дотации Минфина? Следовательно, за каждую копейку приходится отчитываться. Министерство ЖКХ предлагает до 1 мая завершить нормирование основных работ, подготовив 6 тарификационных сборников, причем с использованием хронометража действий специалистов. А затем ответить на вопрос: может ли персонал при сложившейся численности качественно и своевременно выполнять всю необходимую профилактику, ремонт, обслуживание? Рыночный метод — платить за работу столько, сколько она реально стоит — тоже решили не сбрасывать со счетов.
В общем, в ближайшее время два министерства — ЖКХ и труда и соцзащиты — должны будут решить эту задачку самым оптимальным образом. Такое поручение они получили от членов рабочей группы. А сами организации жилищно–коммунальной сферы будут проходить сертификацию. Вот как нововведение представляет Вера Мацулевич, начальник управления Комитета госконтроля:
— Сертификация должна доказывать: предприятие способно оказать качественные услуги, имеет хорошую производственную базу, штат квалифицированных специалистов.
К слову, к выводу о необходимости контроля за качеством жилищно–коммунальных услуг пришли не так давно и россияне.
— А как будете оценивать конкурентов, если вдруг какая–то частная организация захочет взять на обслуживание, скажем, целый район в Минске? — настаивал Александр Якобсон. — Конкурсы? Так это мы уже проходили в строительстве, куда приходили неизвестные компании и обещали все сделать в лучшем виде за рубль. А потом заваливали дело. В итоге пришлось вернуться к государственной сертификации.
И даже сегодня, когда большой конкуренции в ЖКХ не видно (и, пока существуют дотации, вряд ли ее стоит ожидать), обязанность руководителей госорганизаций, обслуживающих жилье и инженерные сети, хотя бы раз в 5 лет подтверждать сертификационные требования уж никак не повредит.
Советская Белоруссия №45 (24428). Вторник, 11 марта 2014 года.