На знаменитую выставку Валентина Серов а в Москве четыре картины привезли из Минска

Серов, которого россияне не видели

На знаменитую выставку Валентина Серов а в Москве четыре картины привезли из Минска



«Девочка с персиками» своим взором согревала людей в очереди.
Фото: Евгения ГУСЕВА/kpmedia.ru


СЛОМАЛИ ДВЕРЬ В ИСКУССТВО


Весь мир вновь дивится русским: стоят в километровых очередях на выставку картин! Да еще в мороз. Все думали, такое могло быть только в СССР – самой читающей и любящей вернисажи стране. Добрые традиции возвращаются.

Вечером 21 января в Третьяковскую галерею был столь большой наплыв посетителей на выставку Серова, что сломали дверь. Тогда все узнали о том, насколько сильна в нас тяга к прекрасному. Беспрецедентное число посетителей – по пять, шесть и даже семь тысяч человек в день! Побиты все музейные рекорды – выставку увидело около полумиллиона человек.

До этого первое место по посещаемости принадлежало выставке Исаака Левитана. За пять месяцев ее посмотрела «всего-то» 291 тысяча человек.

– Очередь стояла к каждой картине. Вот оно, торжество подлинного искусства! – делились впечатлениями посетители.

– Я была и удивлена, и обрадована этим вниманием, – поделилась правнучка живописца Екатерина Серова. – Этот ажиотаж показывает, что наш народ, все его сословия проявляют интерес именно к классическому, к настоящему.

Планировалось, что выставка Серова завершится 17 января. Но, оценив ажиотаж, ее продлили до 31 января. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова объяснила: сами хотели бы оставить подольше, но сделать этого нельзя, так как музей имеет обязательства перед зарубежными партнерами.

В Третьяковке предполагают, что ажиотаж повторится на выставке Айвазовского, которая будет открыта в Москве с 28 июля по 20 ноября.

ХОТИТЕ ЕЩЕ? ЕЗЖАЙТЕ В МИНСК

На выставке Серова, подготовленной к 150-летию со дня рождения художника, представлены 250 живописных и графических работ. Здесь не только известные «Девочка с персиками» и «Портрет Иды Рубинштейн», но и не выставлявшиеся для широкой публики портрет императора Александра III и занавес для балета «Шехерезада».

Одним из значимых элементов экспозиции были картины, привезенные белорусскими музейщиками. Все они – часть основной экспозиции Национального художественного музея Беларуси. По возвращении из Москвы в Минск они займут свое постоянное место в залах музея. Увидеть их там можно будет ежедневно с 11.00 до 19.00, кроме вторника.

– Картины Валентина Серова, которые выставлялись в Третьяковке, к концу недели привезут обратно, – рассказал заведующий отделом русского и зарубежного искусства Нацио-нального художественного музея Беларуси Алексей Хоряк. – Любой желающий опять сможет их здесь увидеть. Все они приобретены в послевоенные годы у частных коллекционеров Москвы и Ленинграда нашим легендарным директором Еленой Аладовой. На мировых аукционах за них предлагают сотни тысяч долларов.

Белорусские музейщики постоянно возят картины из фондов музея на выставки в Третьяковку, и не только картины Серова. До этого были Головин, Константин Коровин, Иван Шишкин, Николай Ге.


Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ

«Внутренний вид Успенского собора», 1896 год


Этюд, как и эскиз композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе», сделан во время коронации в Успенском соборе Мос-ковского Кремля для художественного альбома «Коронационный сборник».

Царская семья была работой довольна. А вот сам Серов тогда писал: «Одно могу сказать, что картина мне порядком надоела».

Вместе с Серовым над альбомом работали Виктор Васнецов, Илья Репин, Владимир Маковский, Рябушкин и другие.

Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ

Этюд «Открытое окно. Сирень», 1886 год


Этюд создан в Абрамцево, которое, по словам современников, дарило жизненную силу художнику. Написан к картине «У открытого окна. Портрет

О.Ф.  Трубниковой». Ольга Федоровна Трубникова (1864–1927) воспитывалась в доме Аделаиды Симонович – сестры матери художника. В мае 1886 года у Симоновичей в Едимоново Тверской губернии Серов встретился со своей невестой и написал ее портреты у открытого окна. Через три года они поженились и счастливо прожили в браке 22 года.


Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ

«Портрет Ольги Федоровны Томара», 1892 год


Ольга Федоровна Томара (1870–1952) – артистка. Дочь владельца усадьбы Киреево в Химках Федора Мамонтова и Ольги Кузнецовой – племянницы Саввы Мамонтова.

Ольга вышла замуж за Михаила Томара – титулярного советника, чиновника особых поручений в департаменте торговли и мануфактур Министерства финансов, члена правления и одного из учредителей общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов. Портрет написан в усадьбе Киреево.


Фото: Николай АЛЕКСАНДРОВ

«Портрет А.Г. Гиндус», 1910–1911 годы


Анна Григорьевна Гиндус (дата рождения не известна, скончалась в 1920 году) – владелица мастерской дамских мод в Петербурге. Обучалась моделированию одежды и портновскому мастерству в Париже в Доме моды знаменитой французской художницы-модельера Жанны Пакен.

В 1910-х изделия мастерской Гиндус были популярны в среде аристократии и интеллигенции Петербурга, некоторые из них представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея. После Октябрьской революции уехала в Париж, где содержала салон мод. Серов был в дружеских отношениях с Анной Григорьевной, ее сестрой Марией и мужем сестры Грюнбергом, управляющим журнала «Нива».

Авторы публикации: Николай МОРОЗОВ, Герман МОСКАЛЕНКО
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter