Сергей СИДОРСКИЙ: «У нынешнего года хорошая стартовая площадка. А потому правительство может и обязано все намеченное воплотить в жизнь»

Как «Р» уже сообщала , 3 февраля на заседании Президиума Совета Министров подведены итоги работы народного хозяйства страны в прошлом году и определены задачи на год нынешний. Оценивая сделанное, премьер-министр Сергей Сидорский как хорошую тенденцию ушедшего года отметил заметный положительный рост по всем ключевым направлениям экономики. И как результат -- из 16 основных прогнозных показателей, определенных на год, в числе выполненных оказалось 14, и это на четыре больше, чем в 2002-м. Не выполнены лишь задания по импорту и реальным доходам населения. В перечне главного, что удалось сделать, глава правительства назвал превышение прогноза по росту валового внутреннего продукта. Заметны и положительные сдвиги в качественных характеристиках экономики, таких, как снижение уровня инфляции, повышение рентабельности предприятий и снижение их складских запасов готовой продукции. Определенные положительные результаты начинают приносить и реформы на селе. Сергей Сидорский результаты прошлого года назвал хорошей стартовой площадкой для года нынешнего. Поэтому сегодня задача правительства состоит в том, чтобы, сосредоточив внимание на еще нерешенных проблемах, все намеченное полностью воплотить в жизнь. Именно на анализе наиболее проблемных вопросов сделали акцент в своих выступлениях министры экономики и финансов Николай Зайченко и Николай Корбут, а также председатель Национального банка Петр Прокопович. Фрагменты их выступлений предлагаем вашему вниманию. Николай ЗАЙЧЕНКО, министр экономики: «Главная задача года -- рост доходов населения» Прирост ВВП в нынешнем году до 109--110 процентов требует как максимального напряжения сил всей вертикали власти и конкретных субъектов хозяйствования, так и новых подходов к развязке наиболее проблемных мест в экономике. Так, с целью создания благоприятных условий для комплексного оздоровления предприятий, Министерство экономики спланировало целый комплекс мер. Среди них -- снижение налоговой нагрузки на 1,3 процента, удержание инфляции на уровне 11--14 процентов по годовому исчислению, поддержка ряда конкретных предприятий, определенных соответствующим Декретом Президента страны. (В этот перечень, согласно подготовленному постановлению правительства, вошло 99 предприятий). Одна из важнейших задач нынешнего года -- заметное повышение реальных денежных доходов населения. Как известно, в прошлом году этот показатель не выполнен практически всеми министерствами, концернами, облисполкомами и Минским горисполкомом. При планируемом росте зарплаты на 7,8 процента она выросла всего на 3 процента. Для исправления ситуации разработан целый ряд мер, а потому реальность достижение к концу года средней заработной платы по народному хозяйству в 185--195 долларов, а в бюджетной сфере 175-- 185 долларов правительство даже не ставит под сомнение. То же касается и второго показателя, не выполненного в истекшем году, -- импорта, который по итогам 12 месяцев значительно превысил прогнозные задания. И это серьезный сигнал к тому, чтобы самым детальным образом пересмотреть структуру ввозимых товаров и максимально активизировать в стране работу по импортозамещению. Работа в этом направлении всех органов госуправления и конкретных субъектов хозяйствования будет под постоянным вниманием как Министерства экономики, так и правительства в целом. 2003 год подготовил хороший старт года нынешнего по инвестициям в основной капитал. Правда, они обеспечивались преимущественно за счет внутренних ресурсов. Что касается внешних инвестиций, то их доля по-прежнему не столь высока, как хотелось бы. За прошедший год они составили 4, 5 процента, или 150 миллионов долларов США. На нынешний год рост инвестиций запланирован до 18--20 процентов. Что касается реального сектора экономики, и прежде всего промышленности, то прогнозные показатели по валовому производству продукции выполнены. Рост составил 106, 8 процента против запланированных 104 с половиной. Заметно увеличились денежные расчеты и уменьшились объемы бартера. Скажем, если в 2002 году доля денежных расчетов за природный газ составляла 41 процент, то в прошедшем уже 86,2. В расчетах за электрическую и тепловую энергию эти цифры составили соответственно 45,6 и 87,4 процента. Вместе с тем финансовое положение значительной части предприятий остается все еще сложным. Для решения этой задачи, как и всех других ключевых экономических проблем, от всех сегодня требуется кропотливая и системная работа, поиск оптимальных, а иногда и нестандартных решений, максимальная собранность и высочайшая дисциплина. Николай КОРБУТ, министр финансов: «Финансовая безопасность страны значительно возросла» В прошлом году бюджет страны, хотя иногда и с напряжением, тем не менее справлялся с выполнением всех задач по финансовому обеспечению экономики страны. В том числе и с самой главной -- повышением заработной платы наших граждан. Более того, в течение года Минфину удалось изыскать возможность для увеличения доходной части бюджета на 780 миллиардов рублей, что позволило финансово поддержать целый ряд субъектов хозяйствования. Значительно возросла и экономическая безопасность страны. Выплачены все внешние долги, за исключением лишь российских, благодаря чему общий размер внешнего долга сократился до 712 миллионов долларов США. Тем не менее, в нынешний год бюджет страны вошел и с рядом проблем, требующих незамедлительного решения. В частности, практически полностью провалено пополнение доходной части за счет продажи государственного имущества. Остается по-прежнему низкой ответственность за выполнение обязательств перед бюджетом по долгам, которые возросли за год на 302 миллиарда рублей и на первое января года нынешнего составили 410 миллиардов рублей и 132 миллиона долларов. Поэтому в этом году на новые ссуды и заемы могут рассчитывать только те, кто вернул прежние долги. Это правило будет отныне законом. Будет также значительно ужесточен и контроль за целевым использованием бюджетных средств. В прошлом году таких незаконных расходов выявлено на сумму 16 миллиардов рублей. Поэтому задача заключается не только в том, чтобы не допустить подобных фактов впредь, но чтобы любое использование бюджетных средств напрямую было сориентировано на достижение реального экономического эффекта. Петр ПРОКОПОВИЧ, председатель правления Национального банка: «Платежная система работает надежно и стабильно» Национальный банк страны в прошлом году выполнил все основные показатели, от которых зависят экономический рост государства и выполнение намеченных социальных программ. Курс белорусского рубля был устойчивым и контролируемым. А рост кредитов в экономику почти в два раза превысил прогнозный показатель: при планируемых 37-ми, он составил 59 процентов. При этом процентные ставки постоянно снижались. Есть основания утверждать, что и платежная система страны работает надежно и фактически соответствует мировым стандартам. Вместе с тем остаются проблемы, которые не могут не вызывать озабоченность у правления Нацбанка. И главные среди них -- это рост эмиссии наличных денег и увеличение импорта, который вызывает огромную утечку валюты за пределы страны и значительные потери бюджета. В частности, за последние три года импорт увеличился до одного миллиарда долларов, а значит, столь огромная сумма не работает на национальную экономику. В этом плане серьезно не дорабатывает не только внешняя торговля, ввозя товары, которые выпускает белорусская промышленность, но и сами производственники, не способные или не стремящиеся наладить выпуск таких товаров надлежащего качества и в необходимых объемах. Что касается задач Национального банка на нынешний год, то они определены следующие. Уменьшение девальвации рубля, которая не превысит 4--5 процентов, и снижение процентных ставок до конца года с 28 до 15--18 процентов. В целом же кредитно-денежная политика главного банка страны нацелена на обеспечение экономического роста белорусского государства в течение ближайших 5--6 лет не менее чем на 10 процентов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter