Сергей Маскевич: «Школа не должна закрывать двери после звонка с последнего урока»

Почему график проведения ЦТ составлен таким образом, что математику и языки абитуриенты сдают в выходной день? Будут ли студенты в полном объеме оплачивать учебу по невостребованным специальностям? Почему закрывают школы в деревнях?

Почему график проведения ЦТ составлен таким образом, что математику и языки абитуриенты сдают в выходной день? Будут ли студенты в полном объеме оплачивать учебу по невостребованным специальностям? Почему закрывают школы в деревнях? У «Знаменки» на этой неделе появилась возможность задать эти вопросы напрямую министру образования Сергею Маскевичу.

 


Музыка перестанет быть обязательной, а информатика исчезнет из расписания?

 


– Не за горами экзамен по иностранному языку для выпускников средних школ. Насколько школьники к нему готовы?


Сергей Маскевич заверил, что при составлении графика ЦТ министерство учитывает мнение медиков и педагогов, а также возможности вузов– По поручению министерства Минский государственный лингвистический университет проводит мониторинг процесса подготовки к экзамену. Стоит признать, что не все, в том числе и учителя, ждут его с нетерпением. Но положительная динамика в подготовке школьников заметна, о чем свидетельствует и проведенный на минувшей неделе первый этап олимпиады по иностранному языку. Думаю, потребуется еще три-пять лет, чтобы экзамен больше не вызывал ни у кого никаких вопросов. В перспективе экзамен по иностранному языку можно будет перенести на уровень базовой школы, то есть сдавать его ученики будут после девятого класса.


– На одной из коллегий министерства заместитель премьер-министра Анатолий Тозик высказал пожелание, чтобы дети, в том числе в оздоровительных лагерях, больше занимались дополнительным образованием. Планируется ли увеличить количество профильных лагерей этим летом?


– Профильных лагерей у нас достаточно. Хотя и в обычном оздоровительном лагере ребенок должен с пользой для себя проводить свободное время на развивающих занятиях и мероприятиях, а не бесцельно слоняться по территории. Могу заверить, что в этом году увеличится количество лагерей, в которых ребята смогут заниматься иностранным языком. Мы постараемся и дальше развивать систему дополнительного образования (кружки, секции, студии) на базе учебных заведений: школа не должна закрывать свои двери, как только прозвенит звонок с последнего урока.


– Хорошей формой дополнительного образования стали факультативы по музыке на базе общеобразовательных школ. Теперь их работа под вопросом. Что делать родителям, которые не смогут возить детей на занятия в музыкальную школу и оплачивать занятия?


– В большинстве регионов самостоятельно находят средства на организацию факультативных занятий по музыке. Хотя мы подумываем о том, чтобы вывести все занятия по физкультуре, музыке, рисованию из разряда обязательных, базовых дисциплин и перевести их в разряд дополнительных. В профильных гимназиях, школах обучение идет по тем же программам, что и в учреждениях дополнительного образования. А как показывает практика, очень небольшой процент детей, которые занимаются в профильных классах, затем выбирают это направление в качестве профессии. Родителям в будущем, возможно, придется частично оплачивать занятия.


– Школьники ждут не дождутся, когда в расписании появится информатика. Но вскоре разочаровываются, потому что их учат не работе на компьютере, а сложнейшим языкам программирования…


– Мы неоднократно обсуждали вопрос, что же должны изучать дети на информатике: языки программирования или проходить курс пользователя. На мой взгляд, прикладная информатика в скором времени станет не нужна – нынешние школьники к седьмому классу уже неплохо овладевают навыками работы на компьютере. В перспективе, думаю, информатика может вообще исчезнуть как предмет. Языки программирования можно будет изучать в одном из разделов математики. Пока же не считаю нужным что-то менять…

 


Студенты невостребованных специальностей заплатят за учебу в полном объеме?

 


– Как только появился график централизованного тестирования, нашлись недовольные, мол, почему самые сложные предметы поставили на выходные?


– Сложно найти тему, которая бы прорабатывалась специалистами более тщательно, чем ЦТ. При составлении графика мы прислушиваемся и к мнению педагогов, и к мнению медиков. Однако при этом приходится учитывать и возможности учебных заведений. Ведь языки и математика – самые массовые предметы. Разместить большое количество абитуриентов вузы могут только в выходной день.


– Установлена ли нижняя граница баллов, полученных на ЦТ, с которыми можно будет поступать в вуз?


– Приказ пока не подписан, но мы определили, что это будет семь баллов.


– Недавно вы заявили о том, что студентам-платникам, которые учатся, к примеру, на юристов и экономистов, а их в стране переизбыток, придется оплачивать свое обучение в полном объеме. Намного ли в таком случае может возрасти оплата?


– Еще два года назад все платные специальности были рентабельны. Сегодня сложилась такая ситуация, что расходы, которые несет учебное заведение, обучающие компенсируют примерно на 50 процентов. Возникает вопрос, нужно ли нам поддерживать в одинаковой степени всех студентов-платников? Мы анализируем, какие именно специальности должны получать государственную поддержку, изучаем в этом вопросе опыт других стран. В список дотируемых, скорее всего, войдут IT-специальности, специальности технического профиля, естественно-научные, педагогические. Сколько будет стоить обучение, будет зависеть от того, какие затраты несет учебное заведение на организацию процесса.  


– В этом году распределение впервые пройдет в соответствии с Кодексом об образовании. Будут ли принципиальные отличия? Изменятся ли сроки отработки?


– Распределение будет проходить на прежних условиях, что отражено и в Кодексе. Сроки отработки также не изменятся.

 


В центре внимания – ученик

 


– Недавно представители министерства побывали в Москве, изучали российский опыт по финансированию системы образования, где деньги выделяются не на учебное заведение в целом, а на конкретного ученика. Беларусь собирается внедрять что-то подобное?


– Пока мы только рассматриваем вопрос о проведении в отдельном регионе эксперимента по целевому финансированию, при котором ученики получают своеобразный ваучер на обучение. Это позволит создать конкуренцию среди учреждений образования, что заметно увеличит внимание к каждому ученику. Учреждения образования будут заинтересованы в том, чтобы к ним приходило как можно больше детей, а для этого им придется хорошо работать. Учитель в этом случае получит возможность зарабатывать больше. Главное в этом деле – все хорошенько взвесить, чтобы не получилось как в поговорке «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».


– Как будут выживать в таком случае сельские школы?


– Мы обязательно продумаем все варианты. Сейчас, кстати, идет процесс оптимизации сети учебных заведений. Хотелось бы обратить внимание тех, кто считает, что школы закрываются только ради экономии средств. Мы оптимизируем сеть учебных заведений для того, чтобы сохранить качество образования. К примеру, о каком уровне преподавания может идти речь, если в некоторых школах, где в классе по одному-два ученика, один учитель ведет и физику, и историю, и физкультуру?

 


Классным руководителям распишут обязанности

 


– Сегодня поле деятельности классных руководителей безграничное, а плата – символическая. Может быть, уже стоит четко расписать обязанности классного и увеличить оплату их труда?


– В следующем месяце мы планируем провести съезд педагогической общественности. Думаю, что там прозвучат конкретные предложения и по этому вопросу. Мы их обязательно обсудим…


– Неоднократно приходилось слышать мнение, что в педагогические вузы идут те, кто больше никуда не смог поступить, поднимался вопрос о введении профессионально-педагогического собеседования. Но принесет ли это желаемый результат?


– Скорее всего, не принесет. Необходимо создать такие условия работы, при которых молодые педагоги, отработав по распределению, не уходили бы из профессии: обеспечить их необходимым социальным пакетом, поддержать материально. Тогда и исчезнет необходимость готовить так много педагогов.

 


Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter