Сергей МАСКЕВИЧ, министр образования Республики Беларусь: Реформ не будет, но детали шлифовать придется.

Сергей Александрович рассказал читателям “НГ”, что изменится в школах и вузах в связи со вступлением в действие Кодекса об образовании, кто будет учиться по безотметочной технологии и когда в книжных магазинах появится база данных заданий централизованного тестирования.

С сентября будем жить по кодексу

Главным событием уходящего учебного года стало принятие Кодекса об образовании Республики Беларусь.  А какие события и нововведения окажутся в зоне пристального внимания Министерства образования в следующем учебном году — подготовка к вступлению в Болонский процесс, реализация Государственной программы развития высшей школы, испытание автоматизированной системы зачисления в вузы?..
“НГ”

— Все эти направления очень важные и находятся в зоне нашего внимания. Мы тщательно готовимся к внедрению кодекса, то есть к работе в рамках нового правового поля. Идет большая работа с целью привести всю нормативно-правовую базу в соответствие с кодексом. Нам не много предстоит решить вопросов, которые кардинально что-то меняют: подготовиться к введению обязательного экзамена по иностранному языку в школе, автоматизированному порядку зачисления в вузы, ввести новый стандарт “Дошкольное образование”, перейти на договорные условия обучения студентов независимо от формы обучения, к практико-ориентированной магистратуре, аспирантуре, выпускники которой будут получать диплом исследователя... Но в соответствии с принятыми решениями следующий учебный год отводится на тестирование кодекса. Будет создана бригада специалистов для мониторинга его внедрения. В течение этого времени, безусловно, будут выявлены какие-то нуждающиеся в доработке аспекты, некоторые мы видим уже сегодня. Будут сформулированы предложения, поэтому следующий год мы рассматриваем как в какой-то степени экспериментальный. Хотя реформ не будет, но детали шлифовать придется — и при поступлении в вузы, и в средней школе, и в системах специального и профессионального образования.
Учиться за бюджетный счет должны лучшие студенты, а не лучшие абитуриенты, как это происходит сегодня!

Как вы считаете, совершенна ли система получения платного высшего образования? По-моему, в наше время благодаря платному обучению “корочки” получают те, кто в школе недотягивал даже до “середнячка”, а способные выпускники с тощим кошельком остаются за бортом... Получается, государство заведомо плодит непрофессионалов?
Учитель, Клецк

— Вопрос правильный, но с выводом автора я поспорил бы. Если мы говорим, что уровень подготовки по тем или иным направлениям не соответствует потребностям и ожиданиям общества, то в этом виновата не платная форма. Это значит, что не до конца выполняются требования стандарта, хотя косвенно влияет и заинтересованность вузов во внебюджетных доходах.
Да, система получения платного образования несовершенна, и я убежден, что со временем она претерпит изменения. Сегодня нельзя назвать ее справедливой, ведь государственную поддержку в виде обучения на бюджетной основе получают те, кто лучше сдал вступительные экзамены, а не те, кто стал лучшим специалистом по окончании вуза. А главная задача вуза не отобрать и зачислить лучших, а выпустить лучших. И здесь есть над чем поработать. Варианты есть.

Не частный случай

Как может учительница уйти на льготную пенсию, если, родив двоих детей и пробыв 6 лет в декретном отпуске, она уже не отработает положенные 25 лет? Почему декретный отпуск не входит в педагогический стаж, ведь это тоже  воспитательная работа?
Татьяна АДАМЕЦ, Микашевичи

— После вступления в силу Закона Республики Беларусь “О профессиональном пенсионном страховании” период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не засчитывается в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет. В то же время, если данный отпуск имел место до 1 января 2000 года и отпуску предшествовала педагогическая работа, то в стаж работы, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. То есть будет засчитано полтора года.

Осенью дочь идет в первый класс СОШ № 23 (микрорайон Сухарево-5). Школа, которая год назад была новостройкой, уже сформировала десять первых классов. Не отразится ли такое количество детей на качестве учебного процесса: ну где директору взять сразу десять хороших учителей начальных классов?
Дмитрий, Минск

— Могу с уверенностью сказать, что в СОШ № 23 придут самые современные, молодые и интересные учителя. Отбирать их будем по конкурсу, недостатка в таких специалистах город не испытывает.
Вниманию предприимчивых

Меня удивляет, что при существующей проблеме с местами в дошкольных учреждениях в Беларуси так мало детских садиков на дому. В Минске я вообще о них не слышала, а с удовольствием отдала бы сына опытному педагогу в домашнюю группу из 5—6 человек. Если знаете таких во Фрунзенском районе, подскажите. Самостоятельно я их не нашла. Может, процесс получения разрешения на этот вид деятельности очень сложен?
Минчанка

— Сегодня в нашей стране на дому обучается всего 61 ребенок дошкольного возраста. Хотя для осуществления дошкольного образования получать какую-то специальную лицензию не надо, данный вид экономической деятельности могут предоставлять не только государственные учреждения образования, но и иные организации и индивидуальные предприниматели, которым законодательство предоставляет право осуществлять образовательную деятельность.
Мы уделяем особое внимание вопросам оказания платных услуг по воспитанию и обучению на дому дошкольников. Разработаны и доведены до сведения заинтересованных методические рекомендации, в которых указывается, как это надо делать. Пожалуйста, обратитесь за информацией в управление образования администрации Фрунзенского района Минска.

Кому достанутся планшеты вместо книг?

Ходят слухи, что в некоторых школах будут переходить на планшеты для обучения. Моя дочь учится в 11-й гимназии. Мы попадем в эксперимент?
Светлана Федосеева, Минск

— А вы хотите?

— Честно говоря, не знаю. Мне кажется, с учебниками удобнее, к тому же планшеты, наверное, дорогие, а ребенок всегда может потерять, сломать или разбить... Настороженно мы к планшетам относимся.

— Я тоже настороженно к ним отношусь, но повода для волнений нет. Никто не будет внедрять электронные устройства взамен учебников. Вопрос стоит не “или” — учебники или планшеты, а “и”. Если есть у родителей и учителей возможность и желание, то мы выдадим методические рекомендации, обеспечим “начинку”, чтобы в этих планшетах появилась соответствующая литература. Возможно, ее можно будет скачать из интернета или с носителей информации. На данном этапе все бесплатно, у нас достаточно предложений от компаний и родителей, которые уже приобрели своим детям планшеты.
Решение о том, где будет проводиться эксперимент, еще не принято. Мы изучаем опыт Украины, там уже побывали наши специалисты, до конца месяца изучим опыт коллег из некоторых регионов Российской Федерации. Затем будем предлагать желающим включиться в эксперимент на конкурсной основе, при полной гарантии безопасности со стороны врачей и под их контролем. Потому что у нас бывает так: разрешили детям пользоваться электронным устройством 15 минут в день, а они с ним с утра до вечера, и даже спать ложатся.
Необходима и ответственность родителей, они должны контролировать, чтобы ребенок выполнял рекомендации медиков. Изучение влияния электронных средств обучения на здоровье ребенка — одна из задач эксперимента.

В какой форме мы будем сдавать экзамен по английскому и сколько вообще экзаменов придется сдавать выпускникам школы?
Людмила СЕНЬКО, Минск
— Да, экзамен по иностранному языку станет обязательным с 2012/13 учебного года. Окончательного решения о том, в какой форме он будет проходить, пока нет. Скажем так: на 90 процентов я уверен, что это будет устный экзамен, ведь главная задача школы — научить молодых людей  разговаривать на другом языке, а не выучить грамматику. Поэтому вам придется сдать тест на владение иностранным языком. Я уверен, вы и ваши одноклассники справитесь.

Летом — за студенческим билетом

Мой сын готовится сдавать школьные экзамены и тестирование. Очень напряженным будет для него этот месяц, я опасаюсь, чтобы не заболел от перегрузок. Скажите, почему  расписание централизованного тестирования не оставляет шансов тем, кто заболеет, — экзамены идут с разбежкой в 2—3 дня, а резервный день только один. Получается, если человек по болезни пропустит два испытания, он потеряет год?
Игорь Николаевич КУЛИКОВ, Борисов

— График централизованного тестирования построен с учетом профилей образования. То есть временной отрезок  между предметами, которые соответствуют одному профилю, максимальный. Абитуриент сдает государственный язык 14 или 15 июня, математику через четыре дня, а, например, физика выпадает на 25 июня. Еще больше развести экзамены во времени — значит удлинить абитуриентскую кампанию, а она и так достаточно продолжительная.
Пропустить по болезни сразу два испытания не так просто. А если вы пропускаете одно — берите у врача справку и приходите с ней регистрироваться на резервный день. У нас за всю историю проведения централизованного тестирования не было спровоцированных расписанием ситуаций, из которых мы не могли бы “вырулить”.

Я поступала в прошлом году и заметила, что большой разницы между абитуриентами из сельской местности и из города нет. На мой взгляд, пора уже отменять необоснованные привилегии для сельских жителей и вводить общие правила.
Юлия, студентка

— Мы обсуждаем и возможность отмены раздельного конкурса, и пути совершенствования целевой контрактной системы. Раздельный конкурс был введен для поддержки сельских абитуриентов, но в последнее время он существует чисто номинально, так как на многих специальностях проходные баллы сельчан выше, чем горожан. Переживать по этому поводу не надо, ведь сельские абитуриенты с высокими баллами могут поступать и по общему конкурсу.

И снова о тестировании

Почему выпускники школ не могут проходить централизованное тестирование хотя бы по пяти предметам?
Елена Степановна, Минск

— Потому что перед вузами стоит задача отобрать не просто лучших абитуриентов, а тех из них, кто тяготеет к данной профессии и пригоден к ней. Поэтому в утвержденных Президентом страны долгосрочных правилах приема все специальности разбиты на профили, и для каждого профиля подобраны два вступительных испытания. Плюс государственный язык, который является третьим обязательным экзаменом для всех абитуриентов.
Мы подумаем, как несколько расширить возможности абитуриентов. Думаю, что здесь возможны коррективы — например, разрешить всем сдавать математику независимо от профиля.

Почему бы не напечатать — пусть это будет несколько сборников — базу заданий ЦТ, как это делается с экзаменационными материалами за курс средней школы? Если ученик все их выполнит, то может быть уверен в хороших результатах на тестировании.
Елена, Минск

— Каждый год Республиканский институт контроля знаний издает сборники заданий прошедших испытаний, так что при желании собрать все задания за несколько лет можно. По некоторым предметам изданы полные сборники тестов за пять лет, в которых аккумулируется уже весь банк тестовых заданий. Мы планируем также издавать общую базу. Пока для нее недостаточно материала, ведь база должна быть настолько обширной, чтобы можно было искренне порадоваться за людей, которые все эти задания выполнят. Думаю, через некоторое время общая база заданий централизованного тестирования будет создана.

Детские проблемы родителей

В Минске явно ощущается проблема нехватки детских садов: люди записываются в очередь за годы. Как вы ее будете решать?
Ольга

— На самом деле дефицита детских садов нет, есть проблема с местами в садиках в районах новостроек, особенно в Каменной Горке. Социальные объекты появляются позже, чем жилые дома. Будем строить детские учреждения, город собирает ресурсы на социальную инфраструктуру, но пока надо воспользоваться теми детскими садами, которые есть. Городские власти предлагали организовать общественный транспорт для подвоза детей с Каменной Горки в садики Веснянки. Родители отказались от подвоза, вероятно, их испугала необходимость подстраиваться под единый ритм. Мы готовы организовать подвоз детей в садики в любое время.

О количестве вузов и качестве подготовки

Многие университеты Беларуси существуют неизвестно зачем: у них нет нормальной образовательной базы, постоянных преподавателей, инфраструктуры. Может, ужесточить контроль в сфере образования и наконец-то ограничить число университетов? А те, что есть, вывести на мировой образовательный уровень.
Алексей, Минск

— Все это не настолько актуально с точки зрения количества — в Беларуси может быть и 40 университетов, и 60. Вопрос именно в качестве. Но можно ли, изменив количество, автоматически улучшить качество? Пока мы не видим острой необходимости закрывать или объединять  государственные вузы. Что касается частных — будем еще раз анализировать, смотреть, насколько качество их подготовки соответствует стандартам и требованиям. Придется, я в этом уже уверен, в целом ряде случаев делать выводы принципиального характера, в том числе ставить вопрос о закрытии.

На ваш взгляд, нужно ли ограничивать прием абитуриентов и подготовку специалистов по правовым и экономическим специальностям в частных вузах? Как выравнять дисбаланс на рынке труда?
Анна Ивановна МАКЕЕВА, Минск

— Нужно ограничивать, устанавливать квоты, причем  не только в частных вузах, но и в государственных. Это в интересах прежде всего студентов, потому что большинство, поступая на определенную специальность, планирует работать в соответствии со своим дипломом.
Есть соответствующие структуры Министерства труда и социальной защиты, Министерства экономики, которые  анализируют направления развития экономики, социально-культурной сферы и прогнозируют ситуацию на рынке труда. Можно было бы вообще поступать жестко: спрогнозировали потребность, определили госзаказ — и по каждой специальности разрешили вузам набирать не более 50 процентов платников. Мы поступили бы так, если бы прогнозирование было абсолютно достоверным, но это, к сожалению, не так. Но и вводить людей в заблуждение, принимать их на обучение, заранее зная, что эти специалисты не будут востребованы, неправильно.

Должен ли учитель работать “на бумажку”?

На государственном уровне в нашей стране постоянно поднимается вопрос о дебюрократизации. Почему же школьные учителя, воспитатели в детских садах занимаются бумаготворчеством, а не тем, чем им предназначено?
Педагог из Клецка

— Министерство образования внимательно следит за ситуацией в этом плане, потому что никому не нравится, если учитель, вместо того чтобы учить, занимается бумажной работой. Как и врач — мы приходим на прием, а он часто вместо того, чтобы осмотреть, глаз не поднимает от бумаг. Министерство образования разработало перечень документов, которые должны вестись в школе. И при проверках специалисты министерства смотрят, как выполняются наши рекомендации. Мы пришли к выводу, что излишний документооборот возникает в тех случаях, когда начальники низкого или высокого ранга хотят каждый свой шаг обезопасить бумажкой. Мы на коллегиях и различного рода совещаниях всегда обращаем на это внимание. Позиция Министерства образования однозначна — ведите только ту документацию, которая действительно нужна.

Когда отомрет всеобуч? Учителей заставляют ходить по микрорайону и переписывать будущих первоклассников, а в сентябре в школу приходит совсем другое количество детей, так как многие живут не по месту регистрации.
Надежда, Минск

— Я считаю, что это очень важно и полезно — учитель должен знать родителей своих учеников еще до того, как они придут в школу. Иначе как он будет строить воспитательный процесс? У нас по статистике 10 процентов детей с особенностями развития, почти треть школьников из семей социального риска — неполных, многодетных, неблагополучных... Ко всему этому надо подготовиться. Поэтому мы ставим вопрос о том, чтобы уже на этапе детского садика учитель знакомился с родителями и личными делами своих будущих подопечных. И еще. Мы должны вести учет всех детей. Но это не означает, что все дети с территории, закрепленной за школой, пойдут именно в это учебное заведение.

Правда ли, что в 3—4-м классах отметки по некоторым предметам ставиться не будут?
Юлия

— С 2011/12 учебного года планируется использовать безотметочное обучение по музыке, трудовому обучению, физической культуре и здоровью в 1—4-х классах, изобразительному искусству в 1—5-х классах. Министерство образования провело трехлетний эксперимент по апробации безотметочного обучения учащихся 3—4-х классов, в котором приняли участие 10 общеобразовательных учреждений из различных регионов страны. Результатом стали изменения в мотивационной сфере учащихся: дети рисуют, лепят, занимаются физическими упражнениями не ради отметки, а потому, что им это нравится, они хотят многому научиться, им нравится учитель. Качественные изменения выявлены в учебной деятельности: ученики экспериментальных классов стали охотнее выбирать задания творческого характера и успешнее справляться с ними. Они более реалистично оценивают свою деятельность на уроках, их суждения стали более конструктивными. Мы намерены успешный опыт экспериментальных школ распространить на остальные учреждения образования.

Гимназии получили высшую отметку

Чем окончилась проверка эффективности работы столичных гимназий, которая проводилась в прошлом году?
Юлия

— Зримым результатом работы комиссии являются выводы: гимназии нужны, они с полным правом занимают свою нишу в системе образования. Но Министерство образования будет взвешенно и обдуманно подходить к присвоению статуса гимназии обычным школам. В Центральном районе Минска более трети школ — гимназии. Я думаю, что это диспропорция, гимназии следует рассредоточить.
Еще одним результатом стало изменение порядка приема в гимназию. Сейчас учитываются не только результаты вступительных экзаменов, но и успеваемость в течение всего 4-го класса. Важно, чтобы поступали наиболее подготовленные выпускники начальной школы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter