Сергей Кара-Мурза: «Нельзя настраивать ребенка против государства»

Химик по образованию, известный российский политолог и социолог Сергей Кара-Мурза все происходящие в обществе процессы рассматривает как цепную реакцию: не каждый в отдельности, а в совокупности и последовательности.

Химик по образованию, известный российский политолог и социолог Сергей Кара-Мурза все происходящие в обществе процессы рассматривает как цепную реакцию: не каждый в отдельности, а в совокупности и последовательности. Поэтому его выступления пользуются такой популярностью, а научные работы выдерживают многочисленные переиздания. На минувшей неделе, приехав с лекциями в Минск по приглашению Академии управления при Президенте Республики Беларусь, Сергей Георгиевич нашел время, чтобы заглянуть в редакцию нашей газеты и рассказать, какие угрозы нависли над современным обществом, почему молодежь склонна к бунтарству и как не позволить манипулировать собственным сознанием.

 

Выборы всех немного взбодрили

– Сергей Георгиевич, как часто вы бываете в Беларуси? Следите ли за тем, какие изменения происходят в нашей стране?

– Бываю редко, к сожалению. Примерно раз в два года. Впервые я приехал в Беларусь в 1998 году. На мой взгляд, после очень бурного периода 90-х, когда все тряслось, ломалось, люди заметно успокоились. Сергей Кара-Мурза. фотоСейчас они легче находят общий язык, договариваются, понимают друг друга. Того раскола, который был еще десять лет назад, не чувствуется. Он, конечно, еще есть. Это вещь инерционная. Но уже видно, что этот разрыв зарубцовывается. Хотелось бы отметить и политическую стабильность. Возможно, кому-то это не нравится, но она есть. Как-то даже скучновато стало…

– Даже в свете последних событий?.. В интернете развернулась настоящая информационная война, оппоненты власти кричат о расколе в белорусском обществе…


– Выборы всех немного взбодрили. Их можно было бы использовать, чтобы затолкать оппонентов в угол. Но, по-моему, этого не делается. А если и делается, то все очень мягко. События, происходившие вечером 19 декабря в Минске, напоминали больше спектакль. Ну нельзя же, в конце концов, требовать от противника, чтобы он вообще не сопротивлялся. Это было бы патологией…

 

Хулиганство как форма протеста

– Вы, как автор книги «Манипуляция сознанием», наверняка знаете, почему молодежь, такая на первый взгляд самостоятельная и независимая, легко идет на поводу у тех, кто призывает к действиям, порой не совсем законным?

– Превратить молодежь в стариков – мечта всех стариков. (Смеется.) Молодежь должна быть в некоторой степени бунтарской. И в случае, когда человек не определился с конструктивным направлением, где он может себя проявить, он протестует самым примитивным образом – начинает хулиганить, скандалить. Это называется девиантным поведением. Но это еще не преступное поведение. Я считаю, что маленькие подростковые бунты – это не правонарушение. Классическая ситуация: на улице шпингалеты останавливают прохожего: «Дядь, дай закурить». Как только он их шуганет, появляются двое громил… Это способ провокации. И в данном случае детей нельзя зачислять в злоумышленники. Преступники – это те, кто за ними. В данном случае сказываются пробелы в воспитании. Шестнадцатилетний подросток уже должен определять ценность того, что он получает для жизни и своего развития от семьи, школы, государства. Этого пока нашему подрастающему поколению очень не хватает…

– И где же выход?

– К сожалению, я не знаю, как это можно изменить, но какого-то разового действия, указа будет недостаточно. Сегодня на своей лекции я рассказывал о таком явлении как аномия. Это свойство характерно для человека, теряющего чувство ответственности за те ценности, которые он получил от преды-дущих поколений. Ему кажется, что это – как явление природы, было всегда. И ради каких-то конъюнктурных фантазий он готов все сломать, уничтожить. Я думаю, что те, кого собирают для участия в разного рода политических спектаклях, должны быть, по крайней мере, совершеннолетними. Нельзя настраивать ребенка против государства. Ломать представление маленького человека об окружающем мире, подвергая его психику испытаниям, недопустимо. Его мироощущение может дать трещину, нарушится гармония в его развитии, и, когда он вырастет, велика вероятность того, что он станет изгоем общества или даже преступником. Когда моему внуку Егору было около четырех лет, он как-то помянул Сталина, и я спросил у него: «Кто это такой?» Он ответил, что во время войны с немцами это был наш командир. А когда Егор пошел в школу, его, похоже, стали учить «правильному» ответу. Думаю, он переживал.


Двенадцать всадников Апокалипсиса

– Вы часто выступаете перед студентами. О чем вы им рассказываете?

– Одна из самых востребованных тем – лекция об угрозах для России. Я описал двенадцать основных угроз, которые, подобно всадникам Апокалипсиса, скачут на нас из тумана. Среди них – потеря боеспособной армии, национальной школы и науки, оранжевая революция. Есть среди них и такая угроза как «разборка» народа. Мы живем, с детства ощущая себя частью народа, в который нас соединяют разного рода связи – чувство общей родной земли, язык, история, образ будущего, литература, народное хозяйство. Эти связи не вечны, они изнашиваются, их нужно постоянно воспроизводить. А кто-то хочет их порвать, ослабить наш народ, а то и «рассыпать» его. В 90-е годы машину по разрыву этих связей запустили на полную мощь. Например, стирая историческую память. Социальное расслоение – это тоже раскол народа. Бедные и богатые живут в совершенно разных мирах. Они уже не части одного народа, они расходятся, как два разных племени. А есть еще социальное «дно» – отверженные. У них возникает свое самосознание. Эти большие угрозы означают слом всей цивилизационной конструкции.

Вот такие лекции читал, думал, трудные для студентов, но все слушали с интересом. И никакого разделения аудитории по политическим мотивам не было. Все чувствовали, что это общие для всех проблемы. Национальные, а не классовые. Думаю, что всем постсоветским странам нужно обмениваться опытом, готовясь к ударам будущих угроз.

– Вас приглашали выступить и перед молодежными активистами в международном лагере на озере Селигер. Как вы думаете, лидерами рождаются или можно в себе воспитать качества, необходимые руководителю?

– Я думаю, и то и другое. Есть ребята, которым нравится командовать, вести за собой остальных. Но если у человека для этого не хватает совести, он скатывается к девиантному поведению. Я сам с малых лет ездил в пионерские лагеря (мать отправляла всегда на две смены) и видел, как много зависело от взрослых. Вожатые, воспитатели увлекают ребят разнообразной деятельностью, интересной. И некоторые дети становятся лидерами, причем конструктивными. А бывает, что дети оказываются вне поля зрения взрослых. И кто-то становится лидерами, но авторитарными и склонными к насилию. Есть роман английского писателя Уильяма Голдинга «Повелитель мух». В нем рассказывается, как во время войны самолет, эвакуирующий детей, совершил аварийную посадку на необитаемый остров. Все взрослые погибли, и дети сами обустраивают жизнь. Верх берет авторитарный лидер с разрушительными наклонностями, что приводит к трагическим последствиям. Антропологи считают, что детская и подростковая демократия просто недопустимы.

Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter