Сергей Азаронок: «Закон о запрете героизации нацизма нужен, нам в целом надо пересмотреть систему патриотического воспитания молодежи»

В ближайшее время у нас в стране может появиться закон против героизации нацизма. О том, что это необходимо закрепить законодательно, неоднократно заявляли эксперты. В минувшем году в Парламенте принималось несколько поправок и дополнений к закону о противодействии экстремизму, в котором есть статья о недопустимости героизации нацизма. Но, похоже, этих корректировок недостаточно. Нужен ли нам такой закон и почему — своим мнением с «Р» поделился директор музея военной истории Сергей АЗАРОНОК.


— Я считаю, закон о недопустимости героизации нацизма нужен. Тема сегодня становится все актуальнее потому, что среди участвующих в массовых беспорядках на улице немало молодежи, и потому, что время идет, а мы, увы, теряем наших ветеранов — не просто очевидцев, а участников тех трагическо-героических событий, борьбы с нацизмом и фашизмом, которые могут рассказать молодежи, что такое война и фашизм. Параллельно мы наблюдаем активизацию наших западных соседей, да и не только их, которые пересматривают нашу военную историю с учетом своих интересов, принижая роль белорусского, советского народа в борьбе с нацизмом и навязывая свои представления.

Белорусской молодежи есть чем гордиться. Ни одна страна не пережила столько, сколько Беларусь: положила на алтарь победы каждого третьего своего жителя, у нас было самое массовое партизанское движение в мире. А задача западных пропагандистов — приписать себе победу, уменьшить значимость нашего народа, истинного победителя. Да, роль союзников мы не отрицаем — был открыт 2-й фронт американцами и англичанами, была коалиция союзников. Но не это стало главным в победе над фашизмом! Тяжелейшие бои 1941-го, когда страна выстояла, 1942 и 1943 годы, когда Красная армия сломила элиту вермахта, героическая сталинградская битва… Этих страниц Великой Отечественной войны западная пропаганда не описывает или, если и описывает, вскользь. И у молодежи, которая читает только интернет, складываются неверные представления, кто есть кто.

Меньше десяти лет назад мы с представителями ведущих музеев Великой Отечественной войны стран СНГ были в Германии на открытии музея второй мировой войны. Огромное пространство — аэропорт в центре Берлина — отдали под этот музей, вложили туда колоссальные деньги. Мы увидели там огромную очередь немецкой молодежи. Поразились: демократическая страна, здесь же никого за уши не тащат, как их сюда заманили? Поинтересовались у сотрудников музея. «А у нас график! — услышали в ответ. — Вся молодежь должна пройти через музей». Так что старые добрые приемы патриотического воспитания прекрасно работают и в Берлине. Разница только в том, что здесь в основном показывали, как якобы нехорошо вели себя наши солдаты-освободители — этой теме отведена большая часть экспозиции.

Подобных примеров можно приводить сотни. Чтобы наш настоящий героизм незаметно не подменили ненастоящим, не сформировали у наших девушек и парней искаженную картину о том, кто герой, а кто нет, белорусскому обществу необходимо принять комплекс дополнительных мер по сохранению исторической памяти и формированию патриотических ценностей у подрастающего поколения.

Создание законодательного акта против героизации нацизма — это, на мой взгляд, только первый шаг по изменению ситуации. Нужно коренным образом пересмотреть систему патриотического воспитания, обновить методы работы с учетом того, что мы живем в эпоху информационных технологий. Надо сделать так, чтобы у молодежи не было желания выходить на протесты, чтобы молодые люди задумывались над тем, что делают, критически мыслили и поступали обдуманно. Ведь и в наш музей поначалу некоторые ребята приходят с ухмылкой, а куда-то эти усмешки пропадают, когда видят, как сгорали люди в концлагерях. Их недавние ассоциации, что Германия — это только бюргеровские колбаски и вкусное немецкое пиво, заменяются осознанием, что в 1940-х эта страна хотела нас уничтожить и сделать рабами, возвеличивая себя как арийскую расу, сверхлюдей. Темы бчб-флагов и другой атрибутики просто не будет, потому что молодежь узнает и начнет уважать то, что сделали их деды и прадеды. Разработка государственной межведомственной программы патриотического воспитания, которая бы объединила усилия педагогов, представителей Вооруженных Сил, психологов, историков, социологов и других специалистов, позволила бы сделать работу с молодежью в новом современном формате более эффективной.

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter