Сергей АРЦИБАШЕВ: “Мне нравится, что зрительный зал полон”

Сергей АРЦИБАШЕВ — народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, основатель и художественный руководитель — директор Российского государственного Театра на Покровке, художественный руководитель Московского академического театра имени Вл. Маяковского. Стал лауреатом премии Союзного государства в области литературы и искусства за 2007—2008 год за постановку с 1991по 2005 годы спектаклей “Три сестры” А.Чехова, “Месяц в деревне” И.Тургенева, “Ревизор” Н.Гоголя в Театре на Покровке; “Карамазовы” по Ф.Достоевскому (пьеса В. Малягина) и “Женитьба” Н.Гоголя — в Московском академическом театре имени Вл.Маяковского.
Как все начиналось

Сергей Арцибашев был уверен, что свяжет свою жизнь с театром. Он родился на Урале в селе Калья в 1951 году. К искусству семья отношения не имела. И отец Сергея ни о каком актерстве и слышать не желал. А отцу перечить было нельзя, вот и пошел Сергей Арцибашев в политехникум, тем более что там уже учились два брата. Но это уже был Свердловск, а будущему актеру и режиссеру нужно было вырваться из поселка.

С первой же стипендии Сергей Арцибашев стал копить на билет в театр. Поскольку до того он ни разу не был в театре, то хотел, чтобы первое посещение стало очень ярким событием. В местном театре Арцибашев впервые посмотрел “Мещане” Горького. Самый лучший спектакль он смотрел на самом лучшем месте — в центре у прохода. “И у меня был праздник. Я пришел получить представление, что же такое настоящий театр. И вот когда занавес распахнулся, и на меня пахнуло этим клеем, папье-маше, этим запахом грима, театральной пыли, я сразу почувствовал: это мое. Все, это мое!” — вспоминал артист в одном из интервью.

После этого Сергей Арцибашев пошел в кружок, в народный театр. И стал штудировать труды Станиславского, Брехта, Мейерхольда, Вахтангова. Прочитал все книги в центральной библиотеке из разделов “театр”, “режиссура”. За два года изучил всю теорию режиссуры всех направлений. Позже, когда пришел в ГИТИС, всю эту теорию Арцибашеву не надо было учить. И из всех премудростей ему больше всего лег на душу Станиславский. Почувствовал: это база, без которой ничего не может получиться.

После окончания техникума Сергей Арцибашев попал служить в ракетные войска под Псковом. И там неутомимый юноша нашел себе дело — организовал ансамбль песни и пляски. В ГИТИС сразу после армии Сергей не пошел. Учился четыре года в Свердловском театральном училище, а уже потом с легкостью поступил в ГИТИС, стал учеником Марии Осиповны Кнебель.

— Сергей Николаевич, в одном из ваших интервью прочитала: “...выхожу на сцену для того, чтобы в меня можно было бросить помидорами или приветствовать стоя”.
— Это больше шутка, конечно. Выхожу на сцену потому, что как актер в этом спектакле я знаю больше, чем все актеры вместе взятые, поскольку я же его режиссер. Я создавал спектакль, знаю о заложенных мыслях, чувствах, энергии, которую мне хотелось бы передать зрителям. Как режиссеру мне приходится вкладывать в актера свое видение исполнения роли и через актера уже доносить до зрителя свою идею. Как актер я непосредственно напрямую передаю свою энергию публике, выхожу и играю, общаюсь с залом. Ведь помимо авторских слов, помимо мимики, интонации, голоса, еще какие-то невидимые нити связывают актера с залом. Для меня выход на сцену — исповедальный акт, поэтому я помимо сюжета и текста пьесы играю еще и нечто другое: всю мою жизнь, все мои размышления о смысле жизни, мироздании.
— Зрители чаще приходят в театр посмотреть на актера Сергея Арцибашева или оценивают работу режиссера Арцибашева?
— Как-то вы разделяете... Конечно, как режиссера публика меня знает меньше. Многие знают меня по ролям в кино, их более 30. Пусть это эпизоды — у меня нет времени уходить надолго из театра, потому что это мой основной дом, основное занятие, и я ценю непосредственный контакт со зрителем, сотворчество с ним. Знающие меня по работам в кино приходят в театр посмотреть “вживую”. Потом узнают, что я также и режиссер, и знакомятся еще и с режиссерской палитрой.
— Сергей Николаевич, премия Союзного государства для вас какая-то особенная награда?
— Для меня — да. Я дважды лауреат Государственных премий России, а премия Союзного государства в области литературы и искусства — расширение границ внимания и оценки моей работы. И если я достоин такой награды, это очень приятно. Я сожалею, что в свое время распался Советский Союз, потому что мы все были родные, был один дом. По-разному складывались отношения, как и в семье. Но все равно было ощущение единства. Когда оцениваешь отношения даже между Россией и Беларусью, то представляется, что в какой-то степени общие проекты способствуют если не объединению, то хотя бы пониманию, стремлению услышать друг друга. Меня это радует.
— Любите ли вы приезжать в Беларусь?
— Мне очень симпатично, как у вас принимают, какой благородный и благодарный белорусский зритель. В 2006 году с Театром на Покровке мы приезжали в Минск, участвовали в “Фестивале фестивалей”, показывали гоголевскую “Женитьбу”. Белорусы с интересом смотрят и реагируют. Я, безусловно, приехал бы еще и со спектаклями, и с большими гастролями. Вообще меня с Беларусью связывает многое. На киностудии “Беларусьфильм” я снялся в первом своем фильме.
— У вас два дома. Вы возглавляете Театр на Покровке и Московский академический театр имени Вл. Маяковского. Вы не разрываетесь?
— Разрываюсь, конечно. Но Театр на Покровке — это как первый мой ребенок. Создан на моих крови и поте, в веренице бессонных ночей. Он существует уже 17 лет. Конечно, расстаться с ним мне трудно. И потом, там совсем другая атмосфера. Даже ее мне жалко, потому что это очень своеобразный театр, необычный, домашний, теплый. Именно, это ценят зрители, потому что спектакль играется как будто для тебя одного. Зритель крупным планом видит все нюансы проживания актерами жизни своих персонажей, это очень дорого. А Театр имени Вл.Маяковского совсем другой. Зрелищный, большой, используются другие средства, другие способы в постановке спектаклей. Мне нравится, что тысячный зал полон. И общение со зрителями более масштабно.

Тернистый путь режиссера

Режиссерские работы Арцибашева увидел Юрий Любимов, худрук Театра на Таганке. И предложил ставить спектакль. Так на сцене популярного театра появился “Надежды маленький оркестрик” — дипломная работа Арцибашева, которого и пригласили в театр. “Оркестрик”, кстати, долгожитель и до сих пор ставится на театральных подмостках. На Таганке Арцибашев проработал девять лет, но режиссерская карьера там складывалась каким-то несправедливым образом: шесть или семь работ были закрыты на разных стадиях, по разным причинам не вышли. Руку помощи протянул тогда главный режиссер Театра Маяковского Андрей Александрович Гончаров. Дал поставить пьесу Галича “Жанна”. Когда-то в 25 лет, будучи студентом Свердловского театрального училища, Сергей Арцибашев брякнул при однокурсниках: через десять лет стану главным режиссером. И стал-таки. Правда, не через десять, а через двенадцать: ему в 1989 году было предложено возглавить московский Театр комедии, позднее переименованный в Театр на Покровке. Арцибашев долго не думал: к тому времени стало понятно, что на Таганке у него перспектив нет. А через два года, когда “Покровку” уже собирались было закрывать, главный режиссер предложил совсем другую программу — русскую классику. “Три сестры” А.Чехова, “Месяц в деревне” И.Тургенева. И театр ожил. Награды международных фестивалей пошли... В этом маленьком театре зрителей встречали как дорогих гостей. Предлагали чай, провожали на место. Там царит атмосфера общего со зрителем дома. В Театре имени Вл. Маяковского все по-другому.

Махина Маяковки “свалилась” на Арцибашева в 2002 году. И уже шесть лет, по признанию худрука, он не вылезает из театра. На сцене Маяковки тоже ставит классику, которую считает золотым духовным запасом.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter