Сергей Абламейко: «Если бы в студенческие годы мне сказали, что я стану ректором, ни за что не поверил бы»

Правда ли, что на создание собственного видеоблога ректора БГУ вдохновил Дмитрий Медведев? Действительно ли в расписании пятикурсников, еще два года назад успешно сдавших последний экзамен по инязу, снова появятся пары английского? И почему на лекциях у ректора студенты никогда не шумят?

Правда ли, что на создание собственного видеоблога ректора БГУ вдохновил Дмитрий Медведев? Действительно ли в расписании пятикурсников, еще два года назад успешно сдавших последний экзамен по инязу, снова появятся пары английского? И почему на лекциях у ректора студенты никогда не шумят? Обо всем этом – в эксклюзивном интервью Сергея Абламейко корреспонденту «Знаменки».

 

Сергей Абламейко. фото– Сергей Владимирович, как изменился университет со времен вашей мехматовской юности?


– Во-первых, он стал больше: в мое время здесь училось 10 тысяч студентов, сейчас – более 30. Появилось много научно-исследовательских центров и институтов, где ребята могут подрабатывать без отрыва от науки, – у нашего поколения такой возможности не было, большим везением считалось устроиться куда-нибудь на кафедру. Молодежная жизнь тоже стала гораздо насыщеннее: появились десятки творческих кружков и спортивных секций, а активистов всегда готова принять турбаза «Высокий берег» и спортивно-оздоровительный комплекс «Бригантина». На порядок лучше стали общежития: здесь и бильярд, и теннисные столы – у нас и близко ничего такого не было.


– А студенты тоже стали другими?


– Сколько работаю в университете, профессура сетует на то, что нынешние первокурсники гораздо слабее предыдущих, – но если бы это действительно было так, уровень вузовской подготовки уже давно опустился бы ниже нуля. Наши выпускники – это высококлассные специалисты, востребованные за рубежом и известные у себя на родине. Среди них прозаик Иван Мележ и сатирик Кондрат Крапива, бывший президент Академии наук легендарный физик Николай Борисевич, вице-премьер Анатолий Тозик, генеральный прокурор Григорий Василевич… Впрочем, студентов БГУ знают не только в нашей стране – пожалуй, на всей земле нет такого места, где бы они не работали, будь то США или Нигерия, Япония или Австралия.


– Но в той же Австралии без хорошего английского делать нечего, а ведь многие ребята, закончив изучать иностранный язык еще на третьем курсе, к пятому благополучно забывают все, что знали…


– Мы думаем над тем, чтобы увеличить количество часов, отведенных на иностранные языки, хотя, конечно, это будет непросто, придется жертвовать другими предметами. А пока я советую студентам подналечь на самообразование и, чтобы не растерять базовые университетские знания, читать литературу в оригинале, переводить научные статьи, завести в далеких странах друзей по переписке – я и сам таким образом выучил вначале английский, затем итальянский и польский. А вообще хочу заметить, что ребята, которые не боятся дополнительных заданий и лишней нагрузки, к пятому курсу сильно отличаются от своих сверстников. Я всегда говорю своим студентам: насколько одинаковы все первокурсники – настолько разные из них получаются выпускники. И это повод задуматься.


– Что значит «своим студентам» – неужели при таком плотном графике у вас получается выкраивать время для лекций и семинаров?


– Вот уже более двадцати лет я преподаю на факультете прикладной математики и информатики, и должность ректора мне здесь только на руку: на занятиях студенты шуметь опасаются, посещаемость почти стопроцентная. Кончено, при такой занятости – а ведь у меня есть еще и аспиранты – нередко засиживаюсь в университете допоздна, а обеденный перерыв считаю непозволительной роскошью. Выдержать такой темп тяжело, но когда работа интересная, когда она нравится, это многое облегчает и не дает того перенапряжения, которое могло бы возникнуть у кого-то другого. Я счастливый человек, потому что вот уже тридцать лет собираюсь на работу с радостью.


– Помимо всего, вы с завидной регулярностью пополняете новыми записями собственный видеоблог. Кстати, у кого позаимствовали идею – не у Дмитрия ли Медведева?


– Конечно, без его влияния здесь не обошлось. Кстати, на этой неделе в сети появился новый выпуск, в котором я рассказываю об итогах зимней сессии – до этого я озвучивал свое мнение о Кодексе об образовании, объяснял, почему повысилась плата за обучение. Всегда с большим интересом читаю комментарии – в этом ведь и заключается смысл видеоблога, чтобы наладить обратную связь, узнать мнение студентов и их родителей.


– По крайней мере, ребята будут знать ректора в лицо, а то ведь многие видели его лишь пару раз за всю учебу, и то за далекой трибуной.


– Лично я за все студенческие годы тоже ни разу не видел своего ректора и не имел ни малейшего представления о том, как он выглядит. К слову, если бы в те годы кто-нибудь сказал мне, что через пару десятилетий эту должность буду занимать я, ни за что бы не поверил. Поэтому теперь, встречаясь со студентами, всегда говорю им: «Ребята, возможно, через пару десятков лет кто-то из вас займет мое кресло», – а они смеются. И, между прочим, совершенно зря.



Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото из архива Белгосуниверситета
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter