Серьезные ставки. За явные экономические выгоды, которые сулит Беларуси участие в Таможенном союзе, придется заплатить определенную цену

Депутаты Палаты представителей Национального собрания ратифицировали пакет из 13 документов, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана. В чем уступила наша страна и какие дивиденды рассчитывает получить взамен?
Экономический пасьянс в Овальном зале раскладывал вчера заместитель премьер-министра Беларуси Андрей Кобяков. И хотя еще не все карты полностью раскрыты (то бишь не все таможенные ставки согласованы), некоторые выводы можно сделать.
Первое и главное. Введение единого  таможенного  тарифа с 1 января 2010 года не предполагает существенных изменений таможенно-тарифного регулирования в Беларуси. Это объясняется тем, что только 34 процента белорусского импорта регулируется единым таможенным тарифом, все остальное — это импорт из стран СНГ, где действует зона свободной торговли. Поэтому из более чем 11 тысяч товарных позиций понижение таможенных пошлин произойдет по 2 тысячам, повышение — по 800, остальные ставки останутся неизменными.

Сложнее всего было согласовать ставки таможенных пошлин на транспортную группу товаров. Как известно, с 1 января 2010 года существенно возрастут таможенные тарифы на легковые автомобили. Они будут аналогичны тем, которые действуют сегодня в России. Это означает, что с нового года плата за растаможку ввозимых авто увеличится, по расчетам экспертов, в несколько раз. Естественно, чем старше автомобиль, тем выше пошлина. В итоге, прогнозируют автодилеры, иномарки подорожают как минимум на 30 — 40 процентов. Правда, изменение пошлин коснется только юридических лиц. Что касается граждан, то правила ввоза ими товаров на территорию Таможенного союза и нормы беспошлинного ввоза еще предстоит согласовать. Переговоры должны завершиться до 1 июля 2010 года. К этому времени будет решен и вопрос экспортных пошлин на нефть для нашей страны.
По большому счету, легковые автомобили стали единственной товарной группой, в отношении которой изменение таможенных тарифов существенно затрагивает интересы белорусов. Но взамен наша страна получает тарифную защиту на производство автотехники — автобусов, грузовиков, тракторов, тягачей и станочного оборудования. 
Будут снижены ставки таможенных пошлин на товары, в которых Беларусь заинтересована. Это сырье для фармацевтической и лакокрасочной промышленности, каучук, отдельные виды технологического оборудования. Также есть ряд чувствительных позиций, по которым белорусская сторона заинтересована, чтобы таможенные ставки были не ниже действующих. Речь идет о мясо-молочной продукции, отдельных видах металлопродукции, химволокне, стиральных машинах и других товарах, которые производятся в Беларуси. Удалось сохранить неизменным порядок ввоза в страну алкогольной продукции и табачных изделий, рыбы и морепродуктов, но только субъектами хозяйствования, которым предоставлено такое право.
Можно ли рассчитывать на то, что вместе с формированием единой таможенной территории канут в Лету “молочные”, “сахарные” и прочие торговые войны, поинтересовались депутаты у вице-премьера Андрея Кобякова.
— Сказать о том, что абсолютно все проблемы во взаимной торговле исчезнут как по мановению волшебной палочки, нельзя. Но у нас появляется инструмент, с помощью которого цивилизованно можно решать эти вопросы, без эмоций и волюнтаризма, так, как это делается, например, в Евросоюзе, — сказал Андрей Кобяков.
Депутат Виктор Гуминский высказал опасения по поводу будущего некоторых белорусских предприятий. Ведь с началом действия Таможенного союза к нам может хлынуть поток импортных конкурентоспособных товаров, что сильно осложнит жизнь тем отечественным производителям, которые сегодня находятся на грани выживания.
По словам Андрея Кобякова, если предприятие уязвимо даже при отсутствии конкуренции, то надо думать, что делать с ним дальше. Понятно, что убыточные субъекты не могут все время находиться “на подсосе” у государства. “В Таможенный союз никто никого на аркане не тянет. Но отказ от более тесной интеграции не гарантирует нам статус-кво, — пояснил Андрей Кобяков. — Поэтому надо либо двигаться вперед, либо думать о том, как совершенно по-другому выстраивать свою экономическую политику”.
В любом случае страна получает неоспоримые экономические выгоды, которые перевешивают возможные минусы. Создание Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана с перспективой выхода на единое экономическое пространство ограничит произвольные действия партнеров по уменьшению импорта белорусской продукции, усилит производственную кооперацию между странами-участницами. Участие Беларуси в Таможенном союзе позволит закупать российские энергоносители по ценам ниже рыночных, поскольку на единой таможенной территории снимаются все пошлины и барьеры во взаимной торговле. А отмена различных видов контроля на внутренних границах Таможенного союза будет способствовать увеличению транзитного потенциала. Общий рынок Таможенного союза составит 170 миллионов человек, что станет привлекательным фактором для иностранных инвесторов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter