Серебряные нити

"Северный шелк", "голубое золото", "живая валюта".
"Северный шелк", "голубое золото", "живая валюта"... Каких только определений не придумано для льна, которым исконно славилась наша земля. Но если от поэзии перейти к прозе, то от романтики мало что останется. Еще не так давно каждая четвертая тонна льноволокна в бывшем СССР и каждая десятая в мире имела белорусские корни. Сегодня же, чтобы загрузить Оршанский льнокомбинат, сырье на давальческих условиях завозят из-за рубежа. Однако не все потеряно. В этом году льноводы предполагают получить около 50 тысяч тонн льноволокна, что почти вдвое больше прошлогоднего. А в следующем году, как предусмотрено республиканской программой "Лен", не менее 60 тысяч тонн.

Традиции льноводства в Беларуси, к счастью, еще крепки. И не только потому, что товар валютный. К примеру, в Дрогичинском районе любовь ко льну заложена почти на генном уровне, секреты его возделывания передавались многими поколениями. И сегодня там не найти крестьянской избы, где не было бы льняного фартучка, скатерти или рушника, вытканных руками здешних мастериц. В Бездеже, Завершье, Микитске, Белой и других дрогичинских деревушках льняным ремеслом владеет каждая хозяйка. "Правда, теперь молодых девушек непросто усадить за прялку, - рассказывает 63-летняя Нина Криштафович, изготавливающая за зиму десятки самотканых простыней, наволочек, рушников. - А вот у моего поколения отношение ко льну особое - в голодные послевоенные годы он и одевал нас, и кормил".

Кормит, собственно, и теперь. Иностранцы, насмотревшись на штучные экземпляры в местном музее льна "Бездежский фартушок", платят деревенским мастерицам по 20 - 30 евро за самотканое изделие. А председатель СПК "Белый груд" Константин Юрашевич, тринадцатый год стоящий у руля хозяйства, лен и вовсе считает самой выгодной культурой. "Она не слишком требовательна к почве, но при соблюдении технологии дает хорошую отдачу, - рассказывает Константин Антонович. - В прошлом году рентабельность льна составила 160 процентов. На зерне, картофеле, молоке не заработаешь таких денег".

Почему же тогда редкие колхозы и совхозы горят желанием возделывать лен? Причина, по мнению специалистов Минсельхозпрода, в их слабой технической оснащенности и соответственно отсутствии технологии. На урожай надо поработать: подготовить и в достатке удобрить почву, засеять поле качественными семенами в оптимальный срок, защитить посевы от сорняков. Тогда и урожайность будет, как в "Белом груде" - 12 центнеров льноволокна, а не 5, которые собирают в среднем по стране.

Без машин льняное дело - трудное и хлопотное. Когда начинается уборка, в "Белом груде" на поле выходят все - от работницы бухгалтерии до пенсионеров, способных помочь хозяйству. Альтернативы альтруизму нет: в полеводстве, по словам Константина Юрашевича, осталось всего 6 трудоспособных. Затянуть с уборкой - значит потерять часть урожая, который в этом году удался как никогда. Поэтому на помощь позвали даже жителей соседней Украины. Более 20 молодых парней и девчат из Волынской области трудятся сейчас на полях СПК "Белый груд". У председателя есть и дальний прицел: авось понравятся украинцам завершские женихи и невесты, так и кадровый вопрос заодно решится.

"Вот если бы нам заменить ручной труд механизированной уборкой, - мечтает Константин Антонович. - В этом году государство выделило около 16 миллиардов рублей на переоснащение льняного комплекса, но вся техника ушла в мехотряды при льнозаводах. А почему бы не поддержать крестьян, у которых получается выращивать лен? Ведь даже у прибыльных хозяйств, как наше, недостаточно денег на закупку техники".

Этот вопрос, вернувшись из командировки, я адресовала главному агроному ассоциации "Белорусский лен" Ивану Машлякевичу. Перспективы, по его словам, обнадеживающие. В следующем году на техническое перевооружение льноводства планируется выделить около 29 миллиардов рублей, половина из которых будет направлена на поддержку сотни лучших льноводческих хозяйств. Как и прежде, государство намерено помочь льноводам минеральными удобрениями, 70 процентов которых планируется профинансировать из республиканского бюджета. Затраты вполне оправданны. По прогнозам экспертов рынка моды, в ближайшие пять лет удельный вес льняных и льносодержащих тканей в общем объеме производства повысится до 70 процентов. И Беларусь может сыграть в этом не второстепенную роль.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter