В июле этого года исполняется 20 лет резне в Сребренице

Сербы просят о деликатности

В июле этого года исполняется 20 лет резне в Сребренице — одному из самых трагичных эпизодов Боснийской войны, разразившейся после распада Югославии в 1991—1995 гг. По общепринятой версии, воинскими формированиями боснийских сербов, которые заняли Сребреницу в июле 1995-го, было уничтожено 7000—8000 проживавших здесь боснийских мусульман — мужчин в возрасте от 13 до 77 лет.



Резня в Сребренице стала поводом для военной интервенции НАТО в Боснию и Герцеговину, в результате которой в декабре того же 1995 года были подписаны Дейтонские соглашения, остановившие кровопролитие в этой бывшей югославской республике.

Тем не менее, эхо далекой трагедии продолжает звучать и в наши дни, поддерживая напряженность между этническими группами, населяющими бывшую Югославию. Резня в Сребренице является, пожалуй, самым освещаемым событием в западных СМИ, которые к каждой годовщине делают развернутые репортажи, посвященные трагедии. В этом году, однако, медиа-активностью дело не ограничилось. Накануне Великобритания внесла в Совет безопасности ООН проект резолюции, классифицирующий события в Сребренице как геноцид.

С самого начала было ясно, что данный проект вызовет резонанс как на Балканах, так и на международной арене. Тень кровопролитных гражданских войн в Хорватии и Боснии до сих пор лежит на отношениях сербов, хорватов и боснийских мусульман. У каждой из сторон своя правда, и найти взаимоприемлемую трактовку тех событий не получается, да и вряд ли получится. Поэтому британскую резолюцию нельзя назвать не чем иным, как маслом, подливаемым в огонь межэтнической напряженности.

Сербия и Республика Сербская (автономия сербов в составе Боснии и Герцеговины) на сегодняшний день официально признают трактовку событий в Сребренице, принятую в международном сообществе, а премьер-министр Сербии Александр Вучич намеревается принять участие в траурных мероприятиях в Сребренице 11 июля. Тем не менее, сербские политики избегают оценок событий в Сребренице как геноцида. По мнению сербской стороны, западная трактовка гражданских войн в бывшей Югославии пристрастна и направлена на то, чтобы возложить основную тяжесть вины за совершенные преступления на сербов. Действительно, нельзя не отметить, что в западных СМИ, уделяющих большое внимание событиям в Сребренице или Косово, практически отсутствует тема преступлений и этнических чисток в отношении сербов. Между тем, в одной только Серб-ской Краине (сербский анклав на территории Хорватии) в результате операций «Молния» и «Буря», осуществленных хорватской армией в 1995-м, с мест своего постоянного проживания были изгнаны более 200 тысяч сербов.

Естественно, столь однобокий подход воспринимается крайне болезненно сербским обществом, и реакция на британскую инициативу со стороны сербов была предсказуемой. Президент Республики Сербской Милорад Додик даже обратился с просьбой к России заблокировать данный проект.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что скандальный проект резолюции, инициированный Великобританией, был провален. Россия наложила на него вето, Китай, Нигерия, Ангола и Венесуэла воздержались от голосования, остальные десять стран-членов Совбеза ООН поддержали британскую резолюцию.

По словам российского спецпредставителя в ООН Виталия Чуркина, предложенный Великобританией проект резолюции в нынешнем виде неприемлем, поскольку будет способствовать обострению обстановки в регионе, а в самой Боснии и Герцеговине по поводу событий в Сребренице по-прежнему нет консенсуса. Со своей стороны, российская сторона внесла 30 июня альтернативный проект резолюции, с точки зрения Москвы «более сбалансированный, ориентированный на примирение сторон, а не на создание дополнительных разделительных линий в Боснии и Герцеговине».

Сербская сторона приветствовала данное решение. «Сегодня не только было предотвращено клеймение всего сербского народа как ставящего своей целью геноцид, Россия показала и доказала, что она настоящий и честный друг. Это великий день для Сербии», — заявил сербский президент Томислав Николич.

Между тем, можно не сомневаться, что вся эта история не добавит спокойствия межнациональным отношениям на Балканах. Примирение после ожесточенной гражданской войны в столь сложном многонациональном регионе – вещь крайне сложная, требующая такта и деликатности. А резолюциями с резкими оценочными суждениями можно лишь спровоцировать новый виток насилия.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter