Сербия реагирует на провокации Косово

Сербы не верят дипломатии дубинок

Сербы на севере Косово объявили тревогу, строят баррикады и перекрывают дороги, связывающие их со столицей непризнанной республики Приштиной. Это реакция на жестокое задержание сербского министра Марко Джурича, которое произошло на этой неделе в анклаве Митровица. Джурич — главный переговорщик между Белградом и Приштиной под эгидой ЕС. Во время его встречи с косовскими сербами в зал с шумовыми гранатами и слезоточивым газом ворвались сотни спецназовцев. Джуричу заломили руки за спину, запихнули в джип и увезли в Приштину, где предъявили обвинения, что он незаконно пересек границу. После этого его отправили обратно в Сербию. В Косово заявили: Джурич нелегально находился на их территории, ему запрещен въезд из–за того, что он оскорбительно высказывался о самопровозглашенной республике и не признает ее независимость. В Белграде инцидент назвали грубой провокацией, а сербский президент Александр Вучич сказал, что это было запугивание сербов Косово.


Напряжение в регионе растет, хотя Приштина настаивает, что и дальше готова вести диалог на примирение. Но в Сербии после дипломатии дубинок не верят в переговоры, тем более что всего два месяца назад в той же Митровице застрелили косовского политика Оливера Ивановича, который представлял интересы местных сербов.

Александр Вучич назвал косовских спецназовцев бандитами и террористами. Он пообещал расследовать захват Джурича и отдать под суд всех виновных. И это заявление вполне оправданно. По договоренности между Белградом и Приштиной косовская полиция не имеет права действовать в северных районах, где проживают сербы. Значит, именно Косово срывает все переговоры.

Инцидент с задержанием окончательно подорвал доверие к официальной Приштине и у косовских сербов. Партия «Сербский список», которая в парламенте представляет северные районы, вышла из правительственной коалиции. Депутаты заявили, что будут самостоятельно формировать Сообщество сербских муниципалитетов. Сделать это должны были албанские власти. В 2013 году между Белградом и Приштиной в Брюсселе было заключено соответствующее соглашение. Де–факто это бы означало появление сербской автономии, к чему Косово явно не стремится. Спустя пять лет особых подвижек по этому вопросу не было, ЕС тоже не торопил Приштину. У косовских сербов терпение иссякало, они просили Белград вмешаться, и как раз Марко Джурич призывал все–таки искать компромисс и не переходить к агрессии. Нападение на политика перечеркнуло все эти усилия.

Не ясна в этой ситуации и роль Евросоюза. Во время задержания Джурича вместе с машинами косовской полиции приехали и два автомобиля миссии ЕС по верховенству закона EULEX. Глава дипломатии ЕС Федерика Могерини срочно посетила Белград, но никаких конкретных решений не предложила, ограничившись заявлением, что подобный инцидент не должен повториться. Александр Вучич явно не настроен и дальше идти на уступки под давлением ЕС. «Албанские террористы хотели показать, что у них есть сила и поддержка западных держав, и они продемонстрировали и то, и другое», — высказался политик. А в среду президент Сербии позвонил и рассказал о ситуации в регионе Владимиру Путину и Александру Лукашенко.

zdan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter