Сербская весна

Весна пробудила в сердце сербского посла в Беларуси Стояна Евтича радость...

Весна пробудила в сердце сербского посла в Беларуси Стояна Евтича радость. И связано это вовсе не с календарным этапом. «Я чувствую себя здесь намного теплее...» — так сербский дипломат начал свое выступление на пресс–конференции, посвященной итогам визита Президента Республики Сербия Томислава Николича в Беларусь. Посол этой страны не случайно собрал журналистов, чтобы еще раз проанализировать открывающиеся после встречи двух президентов возможности и перспективы. Политические акценты во многом уже были расставлены самим Президентом Николичем во время его встречи с Александром Лукашенко. Тогда были сказаны главные, самые искренние и самые горькие слова и о трагической сербской истории, и о помощи Беларуси в тот момент, когда Сербия находилась под натовскими бомбардировками, и о политическом реализме страны, которая сама побывала под европейскими санкциями и осознала тупиковый путь такой политики...


И тогда, когда Президент Сербии, страны, добивающейся членства в ЕС, сказал эти сенсационные для многих слова, стало понятно, что большой разговор только начинается. Посол Стоян Евтич развил тему: «Я хочу сказать, что между Беларусью и Сербией нет ни политических, ни каких–либо других проблем. Наши славянские корни, наша вера, наша близость открывают перспективы дальнейшего сотрудничества», — убежденно говорил посол Евтич. Когда он оглашал длинный список совместных проектов, инвестиционных, торговых, культурных программ, готовящихся для реализации, журналисты даже отказались от перевода, настолько понятными и само собой разумеющимися были эти шаги сближения.


Заинтересованность Сербии в экономическом сотрудничестве не только с Беларусью, но через нас и с Таможенным союзом становится еще более убедительной, когда сербский посол назвал цифру — 26 процентов безработных в его стране. А учитывая, что в европейских государствах–банкротах — Испании, Греции, Португалии — эта цифра еще больше, вряд ли сербские кадры могут рассчитывать на рабочие места в Европе...


Теперь становятся понятными предваряющие пресс–конференцию слова, почему здесь, в Минске, сербскому дипломату теплее, чем там. Но остается главный вопрос, насколько исчерпывающими и искренними являются слова о полученных исторических уроках. Ведь отношения Сербии и Беларуси невозможно рассматривать в отрыве от всей Европы, частью которой являются наши страны. И, кстати, ранее сербские власти поддержали те самые санкции против Беларуси, которые осудил Президент Николич.


Журналисты, в том числе автор этих строк, прямо спросили посла, готова ли Сербия не только признать политическую ошибочность этих санкций, но и довести свою позицию до европейских партнеров?


«Я неоднократно говорил, что экономические санкции и санкции вообще — это ошибка. Это признал и Президент Сербии во время визита в Беларусь, — ответил дипломат. — Мы, сербы, более десяти лет находились под санкциями всего мира, не только Европы. И мы знаем, насколько тяжело жить под санкциями и что такой способ влияния на другое государство не может принести каких–то результатов. Все можно решить мирно».


Отвечая на вопрос, почему же Сербия, считая санкции неэффективным методом, присоединилась к проводимой ЕС санкционной политике по отношению к Беларуси, Стоян Евтич отметил, что Сербия была вынуждена это сделать, поскольку подписывала договор о сотрудничестве с Евросоюзом о свободной торговле:


— Это был вынужденный шаг. Но сама Сербия никогда не применяла никаких санкций по отношению к Беларуси... Да, был период, когда Сербия должна была выразить свое отношение к определенным проблемам так, как этого хотел Евросоюз. Но при этом наша позиция никаким образом не повредила Беларуси и нашему взаимному сотрудничеству. И даже ЕС, который вводит определенные санкции против Беларуси, продолжает экономическое сотрудничество со страной.


Таким образом, прозвучало и еще одно признание ошибки в середине марта — время, которое в европейском календаре называют мартовские иды... «Берегись мартовских ид», — эта фраза сказана перед убийством Юлия Цезаря, а в переносном смысле она означает поворотный пункт в истории. Сегодня можно сказать по–другому: берегись вынужденных шагов, к которым тебя принуждают помимо твоей воли. Беларусь уже давно следует этому жесткому реализму. Похоже, на этот путь встала и Сербия. Во всяком случае, посол этой страны заверил: «У Сербии и Беларуси свой путь. Мы славянские страны, которые всегда помогали друг другу».


А если рассматривать ситуацию шире, то сегодня многие страны переосмысливают свой путь, понимая ошибочность любого диктата, будь то политического или экономического. Приведет ли сербская весна, которую посол связывает с новыми надеждами, к европейской «оттепели»?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter