Сербия – Косово: фактическое признание?

Пять лет назад, в феврале 2008 года, мятежная сербская провинция Косово объявила о своей независимости. К настоящему времени ее признали уже почти 100 стран.

Пять лет назад, в феврале 2008 года, мятежная сербская провинция Косово объявила о своей независимости. К настоящему времени ее признали уже почти 100 стран.

Однако Белград с момента окончания войны 1999 года настаивает на том, что Косово – сербская территория. И вот сербские власти, похоже, готовы согласиться с очевидным: Косово – независимая страна со своими бедами и проблемами, а не часть Сербии.

В последние годы президент Сербии демократ Борис Тадич, хотя и продолжал утверждать, что Косово – неотъемлемая часть Сербии, шел в этом вопросе на уступки. Не изменилась ситуация и с его уходом. Его политический оппонент Томислав Николич, считавшийся более радикальным в косовском вопросе, чем Тадич, продолжил политику предшественника. Более того, 6 февраля этого года он встретился в Брюсселе с главой Косова  Атифете Яхьяга. Прежде встреч на подобном уровне не проводилось. Виделись лишь премьеры двух стран – Тачи и Дачич (пять раз с 2008 года).

Во время встречи Николич дал понять, что независимость края он не признает, хотя и готов на существенное улучшение с ним отношений, а Яхьяга была довольна тем, что процесс примирения двух стран постепенно начал сдвигаться с мертвой точки. Это обстоятельство дало повод прежде всего косовской прессе утверждать, что фактическое признание их края состоялось, а многочисленным еврочиновникам – уверять, что Балканы теперь уверенным путем идут к миру и стабильности. В Сербии к этому событию отнеслись неоднозначно. Число тех, кто выступает за сохранение Косова в ее составе, еще довольно велико. Поэтому не обошлось в Белграде и без митинга сторонников радикальной партии.

Так или иначе, но говорить о начале нормализации отношений между двумя странами можно. Даже несмотря на то, что болезненный для сербов вопрос с положением их соотечественников в Косовской Митровице и будущим местной полиции в анклаве так и не решен. Как ожидается, сербские власти постепенно будут вынуждены смириться с неизбежным.

В конце февраля стороны обсудят возможность появления в двух столицах так называемых офицеров для связи – фактически послов. 

Будущее в Европейском союзе сегодня Белграду кажется более выгодным, чем долгое стояние в его предбаннике с утверждением, что Косово – сербская земля. И политически, и экономически такая позиция ему совсем невыгодна. Даже в случае реализации самого невероятного сценария – возвращения края под контроль Сербии, прокормить и дать работу двум миллионам косоваров республика не в состоянии. Тем более теперь, когда экономический кризис по-прежнему продолжает больно бить по стране. 

Президент, победивший на выборах во многом благодаря своей патриотической риторике, уверяет, что прошедшая встреча вовсе не означает признания. По его словам, речь идет лишь о простой нормализации отношений. Однако очевидно, что он лишь сохраняет честь мундира.

Возможно, Приштине ради окончательной нормализации отношений придется пойти на какие-нибудь незначительные уступки Белграду. Например, предоставить живущим на севере края сербам автономию. Сейчас косовские власти к этому не готовы и теперь урегулирование на Балканах зависит от позиции двух игроков, играющих на одном поле, – ЕС и США. Пока делать шаги навстречу Белграду там не собираются. От Сербии в обмен на вступление в ЕС требуют признания косовской независимости без каких-либо оговорок. При этом ранее подобные требования ни одному другому члену или кандидату в члены ЕС никогда не ставились. Более того, это требование противоречит решению ЕС относительно членства Кипра. От Никосии в 2004 году никто не требовал признавать независимость Турецкой Республики Северного Кипра. Власти США и Евросоюза, способствовавшие появлению нынешней проблемы, полагают, что Сербия от них все равно никуда не денется и со временем пойдет на капитуляцию.

Впрочем, нежелание Запада идти хоть на какие-нибудь уступки Сербии и игнорировать мирные намерения ее руководства может в итоге привести к радикализации ее жителей. Тем более в условиях кризиса, когда националистические идеи довольно быстро овладевают умами масс. Косово для сербов все-таки национальная святыня, связанная с ее историей. Вытравить память о ней будет довольно сложно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter