Завершился VII Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ"

Сера и будни

На завершившемся вчера VII Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» заморские гости много танцевали, юморили, разбирались со своим прошлым. Особенно остро чувствовалось, что границы между ними и нами неизбежно стираются, весь мир живет какими–то понятными универсальными темами и кодами, не требующими особой дополнительной расшифровки. В моде — простота, ясность замысла.

«В ящиках стола»
ФОТО ИГОРЯ ЧИЩЕНИ

Как и одному из персонажей чеховской «Чайки», во время просмотра спектакля «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» московского Электротеатра «Станиславский» хотелось спросить у немецкого режиссера Хайнера Геббельса: «Серой пахнет. Это так нужно?» Но решимости не хватило. И вдруг бы постановщик обиделся и прервал бы, как Треплев, свой высокотехнологичный спектакль, созданный им на основе записных книжек различных ученых и философов. Этот эксперимент в исполнении заслуженного артиста России Александра Пантелеева, как и «Иванова» Театра Наций, показала на форуме «Золотая маска» в Минске. Актеру Пантелееву удалось создать какой–то собирательный образ ученого–отшельника а–ля Григорий Перельман, сосредоточенного на своих мыслях. Никакого драматургического развития в истории нет, оно здесь и не нужно — только термины и формулы, неожиданные вспышки пламени и нарастающий к финалу запах серы, который привел бы Треплева в восторг. Действие резонировало с как никогда собранным и сосредоточенным зрительным залом — все–таки в Беларуси объявлен Год науки. Архетипическая фигура ученого в центре информационного потока. Потому и «Макса Блэка...» приняли как родного. И каждый зритель после просмотра наверняка выбрал свой, удобный для него способ подпереть голову рукой.

К актрисам немецкого спектакля «В ящиках стола» театральной компании She She Pop захотелось выйти со своими пластинками Леонтьева и Пугачевой, книжками «Витя Малеев в школе и дома», «Денискиными рассказами». Выйти и рассказать о том, как мы переживали переход из 80–х в 90–е годы. Что обрели и что потеряли. Героини иронично обыгрывают стереотипы, бытовавшие в Западной и Восточной Германии. Рассказывают свои истории взросления и обретения себя. Казалось бы, пьеса «В ящиках стола» соткана из ничего. Как нет здесь и особой изысканной сценографии, на актрисах вполне повседневные, бытовые костюмы, музыкальные цитаты сплошь из рок– и поп–музыки. Но из этого «ничего» вырастает подробная и целостная картина немецкой жизни.

«Женитьба»
ФОТО НАТАЛЬИ КИРИЛКО

К прошлому обращаются и героини итальянской постановки «Сестры Макалузо» компании «Суд Коста Оччидентале» из Палермо. Но сосредоточиваются больше на частностях, отчего история не обретает нужного темпа, кажется, что в какой–то момент не совсем понимает, в какую сторону ей надо двигаться. Автор текста и режиссер Эмма Данте выбрала стезю поэтического театра, но самих рифм оказалось слишком мало.

Гротеск, размах и черный юмор «Илиады» (Словенский национальный театр драмы в Любляне, городской театр Любляны, Культурный и конгрессный центр им. И.Цанкара) подкупили многих поклонников постмодернистских прочтений классики. Корабль режиссера Ернея Лоренци набирает ход постепенно, с достоинством, но когда уж наберет — все сметает на своем пути. Эта «Илиада» не признает полумер. Тут изысканная звуковая партитура, много музыки и шумов. При минимуме средств в воображении возникают все необходимые образы и кажется, что действительно присутствуешь при великой битве — Троянской войне.

Две стороны современной хореографии показали постановки «Женитьба» Сергея Землянского Лиепайского театра и «Фреска. Картина на стене» балета Анжелена Прельжокажа Национального хореографического центра (Экс–ан–Прованс, Франция). В «Женитьбе» — юмор, озорство, невероятная для драматического театра синхронность хореографических движений актеров и потрясающая техника. Во «Фреске...» — метидативность, пафос, рождающий на сцене какой–то полусон–полуявь. Хореограф Прельжокаж, как говорят в таких случаях, работает широкими мазками.

«ТЕАРТ–2017» ко всеобщему удовольствию завершила программа Belarus Open, где были показаны оригинальные постановки наших коллективов последнего времени и открытое обсуждение с говорящим названием «Что не так с белорусским театром?». То есть априори в профессиональной состоятельности нашему театру было снисходительно отказано. Видимо, чтобы не закружилась голова от успехов?

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter