Сера и будни

Завершился VII Международный форум театрального искусства "ТЕАРТ"

На завершившемся вчера VII Международном форуме театрального искусства «ТЕАРТ» заморские гости много танцевали, юморили, разбирались со своим прошлым. Особенно остро чувствовалось, что границы между ними и нами неизбежно стираются, весь мир живет какими–то понятными универсальными темами и кодами, не требующими особой дополнительной расшифровки. В моде — простота, ясность замысла.

«В ящиках стола»
ФОТО ИГОРЯ ЧИЩЕНИ

Как и одному из персонажей чеховской «Чайки», во время просмотра спектакля «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой» московского Электротеатра «Станиславский» хотелось спросить у немецкого режиссера Хайнера Геббельса: «Серой пахнет. Это так нужно?» Но решимости не хватило. И вдруг бы постановщик обиделся и прервал бы, как Треплев, свой высокотехнологичный спектакль, созданный им на основе записных книжек различных ученых и философов. Этот эксперимент в исполнении заслуженного артиста России Александра Пантелеева, как и «Иванова» Театра Наций, показала на форуме «Золотая маска» в Минске. Актеру Пантелееву удалось создать какой–то собирательный образ ученого–отшельника а–ля Григорий Перельман, сосредоточенного на своих мыслях. Никакого драматургического развития в истории нет, оно здесь и не нужно — только термины и формулы, неожиданные вспышки пламени и нарастающий к финалу запах серы, который привел бы Треплева в восторг. Действие резонировало с как никогда собранным и сосредоточенным зрительным залом — все–таки в Беларуси объявлен Год науки. Архетипическая фигура ученого в центре информационного потока. Потому и «Макса Блэка...» приняли как родного. И каждый зритель после просмотра наверняка выбрал свой, удобный для него способ подпереть голову рукой.

К актрисам немецкого спектакля «В ящиках стола» театральной компании She She Pop захотелось выйти со своими пластинками Леонтьева и Пугачевой, книжками «Витя Малеев в школе и дома», «Денискиными рассказами». Выйти и рассказать о том, как мы переживали переход из 80–х в 90–е годы. Что обрели и что потеряли. Героини иронично обыгрывают стереотипы, бытовавшие в Западной и Восточной Германии. Рассказывают свои истории взросления и обретения себя. Казалось бы, пьеса «В ящиках стола» соткана из ничего. Как нет здесь и особой изысканной сценографии, на актрисах вполне повседневные, бытовые костюмы, музыкальные цитаты сплошь из рок– и поп–музыки. Но из этого «ничего» вырастает подробная и целостная картина немецкой жизни.

«Женитьба»
ФОТО НАТАЛЬИ КИРИЛКО

К прошлому обращаются и героини итальянской постановки «Сестры Макалузо» компании «Суд Коста Оччидентале» из Палермо. Но сосредоточиваются больше на частностях, отчего история не обретает нужного темпа, кажется, что в какой–то момент не совсем понимает, в какую сторону ей надо двигаться. Автор текста и режиссер Эмма Данте выбрала стезю поэтического театра, но самих рифм оказалось слишком мало.

Гротеск, размах и черный юмор «Илиады» (Словенский национальный театр драмы в Любляне, городской театр Любляны, Культурный и конгрессный центр им. И.Цанкара) подкупили многих поклонников постмодернистских прочтений классики. Корабль режиссера Ернея Лоренци набирает ход постепенно, с достоинством, но когда уж наберет — все сметает на своем пути. Эта «Илиада» не признает полумер. Тут изысканная звуковая партитура, много музыки и шумов. При минимуме средств в воображении возникают все необходимые образы и кажется, что действительно присутствуешь при великой битве — Троянской войне.

Две стороны современной хореографии показали постановки «Женитьба» Сергея Землянского Лиепайского театра и «Фреска. Картина на стене» балета Анжелена Прельжокажа Национального хореографического центра (Экс–ан–Прованс, Франция). В «Женитьбе» — юмор, озорство, невероятная для драматического театра синхронность хореографических движений актеров и потрясающая техника. Во «Фреске...» — метидативность, пафос, рождающий на сцене какой–то полусон–полуявь. Хореограф Прельжокаж, как говорят в таких случаях, работает широкими мазками.

«ТЕАРТ–2017» ко всеобщему удовольствию завершила программа Belarus Open, где были показаны оригинальные постановки наших коллективов последнего времени и открытое обсуждение с говорящим названием «Что не так с белорусским театром?». То есть априори в профессиональной состоятельности нашему театру было снисходительно отказано. Видимо, чтобы не закружилась голова от успехов?

Добрый зритель в 9–м ряду.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?