Сэр Эрнест «Крокодил» Резерфорд

Наш сегодняшний выпуск «Эврики» о Резерфорде и приурочен к дате его рождения
Некоторые выпуски «Эврики» мы будем делать тематическими и посвящать выдающимся ученым с мировыми именами. Наш сегодняшний выпуск о Резерфорде и приурочен к дате его рождения – 30 августа 1871 года.



Сэр Эрнест Резерфорд – британский физик новозеландского происхождения, отец ядерной физики. Именно он в 1911 году своим знаменитым опытом рассеяния альфа-частиц доказал существование в атомах положительного заряженного ядра и отрицательно заряженных электронов вокруг него (на основе этого опыта была создана планетарная модель атома).

Нашим соотечественникам более старшего поколения Резерфорд также известен как один из научных руководителей легендарного советского физика Петра Леонидовича Капицы (основатель Института физических проблем, лауреат Нобелевской премии по физике (1978) за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия).

Мы не будем подробно останавливаться на биографии и научных достижениях Резерфорда, а, как обычно, предложим читателю подборку интересных и любопытных фактов об этом ученом и его исследованиях.

Крокодил

Петр Капица называл Резерфорда «Крокодилом», объясняя придуманное им прозвище так: «Это животное никогда не поворачивает назад и потому может символизировать Резерфордовскую проницательность и его стремительное продвижение вперед».

В 1931 году «Крокодил» выхлопотал деньги на постройку лаборатории для Капицы. На торцевой стене здания был высечен (скульптором Эриком Гиллом по заказу Капицы) огромный, во всю стену крокодил. Резерфорд сам объяснил, что это он.


Работать или думать?

Однажды вечером Резерфорд зашел в лабораторию. Хотя время было позднее, там сидел над приборами один из его многочисленных учеников.

– Что вы делаете так поздно? – спросил Резерфорд.

– Работаю, – последовал ответ.

– А что вы делаете днем?

– Работаю, разумеется.

– И рано утром тоже работаете?

– Да, профессор, и утром работаю, – подтвердил ученик, рассчитывая на похвалу из уст знаменитого ученого.

Резерфорд помрачнел и раздраженно спросил:

– Послушайте, а когда же вы думаете?


Спасение Макса Борна

Когда Макса Борна (один из отцов квантовой теории) выдворили с кафедры в Геттингене из-за расовой принадлежности, Резерфорд пригласил его в Кембридж, фактически предоставив убежище.

Когда Борн сошел с поезда в Кембридже, ему бросился в глаза плакат Born to be Hanged (можно перевести как «Рожденный для казни» или «Борн должен быть повешен»). Встречавшие, чтобы успокоить Борна, поспешили объяснить, что это лишь афиша спектакля (здесь надо принять во внимание действительно суровую немецкую действительность тех лет).


Физический афоризм

Самым известным высказыванием Резерфорда (которое давно стало афоризмом) является его утверждение о том, что все науки можно разделить на две группы – физику и коллекционирование марок.


Причина увольнения

Резерфорд набирал сотрудников так: когда к нему приходили в первый раз, он давал задание. Если после этого новый сотрудник спрашивал, что делать дальше, его сразу увольняли.


Научные метаморфозы

Резерфорд отмечал, что из всех превращений, которые ему удалось наблюдать, самым не­ожиданным было собственное превращение из физика в химика.

Действительно, хотя Резерфорд вошел историю как один из самых выдающихся физиков, Нобелевская премия была присуждена ему в 1908 году... по химии «за проведенные им исследования в области распада элементов в химии радиоактивных веществ».


И, наконец, традиционная для нашей рубрики байка от мехмата БГУ. На сей раз это история о физиках и математиках от доцента кафедры теории функций Игоря Леонидовича Васильева.

Приходит однажды к нему аспирант-физик:

Аспирант: «Помогите, пожалуйста, найти ошибку в вычислении интеграла. Тут очень сложный интеграл, я несколько страниц считал, получается нуль».

И.Л.: «А почему вы уверены, что там ошибка?»

Аспирант: «Физическая величина, которая определяется этим интегралом, не может быть равна нулю. Это противоречит законам физики. Я уже обращался к одному математику, он тоже сказал, что интеграл равен нулю. Научный руководитель посоветовал мне обратиться к вам».

И.Л. (смотрит интеграл): «Да тут не нужно несколько страниц вычислений. У вас интеграл от нечетной функции по симметричному отрезку. Я вам сразу говорю, что он равен нулю».

Аспирант: «Но этого не может быть по физическому смыслу. Все-таки интеграл не должен равняться нулю».

И.Л.: «Молодой человек, вы делаете неправильный вывод. Из этого не следует, что интеграл не равен нулю. Из этого следует, что ваша математическая модель слишком грубая и не­адекватно описывает реальный физический процесс. Вам нужно взять более тонкую математическую модель, и все получится».

Через некоторое время И.Л. встречает аспиранта и интересуется его успехами.

Аспирант: «Спасибо, все получилось».

И.Л.: «Вы поменяли математическую модель?»

Аспирант: «Нет, научный руководитель сказал, что модель хорошая. Он посоветовал посчитать интеграл приближенными методами. Я так и поступил и получил, наконец, число, отличное от нуля. На нем я и построил все дальнейшие расчеты».

Ведущий рубрики Михаил Прохорович
Доцент кафедры теории функций мехмата БГУ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter