"СОЮЗ" провел один день на границе России и Беларуси

Сентиментальная загранкомандировка

Репортер «СОЮЗа» провела один день на границе России и Беларуси. И убедилась, что ее не существует...


На полях Рославльского района Смоленской области осенью белорусов не меньше, чем россиян. Принцип «собрал урожай сам, помоги соседям» уже стал традицией. Вот и в нынешнем сентябре комбайнеры из Климовичского района совершили «марш–бросок» на Смоленщину. Вместе с ними отправился и корреспондент «СОЮЗа».

 Фото: Юрий Пирогов/ РИА Новости www.ria.ru
Фото: Юрий Пирогов/ РИА Новости www.ria.ru

От филиала «Приграничный» Климовичского комбината хлебопродуктов до России — километров 30. Руководитель «Приграничного» Игорь Котиков, с которым мы едем на рославльские поля, вводит меня в курс дела:

— Свой урожай мы убрали еще в первой декаде августа. Комбайны поставили на хранение. Но «расчехлить» их — не проблема, если соседи просят о помощи.

О помощи белорусов попросило приграничное хозяйство — колхоз «Искра» Рославльского района. Туда и отправились на уборку ярового рапса двое молодых механизаторов — Евгений Тужиков и Александр Старовойтов. Тужиков живет почти на самой границе с Россией — в селе Звенчатка. Здесь и мы делаем первую остановку, заметив у одного из домов машину с российскими номерами. Мне подсказывают: это прибыл на побывку из Москвы генерал–лейтенант Василий Чемисов. А вот и сам хозяин в штатском:

— Давно живу и работаю в России, но сюда тянет. Я родом из этих мест, в Звенчатке вырос, рядом с родительской хатой свою поставил. В нашей деревне издавна жили белорусы и россияне. За примером далеко ходить не надо, моя мама — белоруска, отец — с Брянщины. В юности я с приятелями в соседнюю российскую деревню Серковка на танцы бегал. Теперь по дороге из Москвы в Звенчатку останавливаюсь перекусить в приграничной Дубовице — тут потрясающе готовят белорусские драники, яичницу со шкварками. В этом году дочку десятилетнюю в Климовичи привозил, Аня в международном фестивале «Золотая пчелка» участвовала — одна из победительниц в своей номинации.

Благодаря генералу Чемисову в Звенчатке построена резная деревянная церковь — это его подарок землякам. Стоит на пригорке, издалека видна с трассы.

За Звенчаткой, уже на российской территории, наш «УАЗ–патриот» останавливается снова. Здесь нас должен встретить председатель колхоза «Искра». Отвезти на поля, где трудится белорусский десант. Поля тут необъятные, без провожатого комбайнеров день искать придется. Чтобы скоротать время, иду знакомиться с местными жителями. Оказывается, двое прохожих — не деревенские. Горожане из Рославля за грибами приехали. Пенсионерка Валентина Голованова хвастается полным лукошком. Узнав, что мы «с той стороны», пускается в воспоминания:

— При Союзе мы часто к вам ездили. На нашем рославльском молокозаводе со мной работали девчата из Климовичей, Кричева, даже Минска. Теперь я, покупая белорусские сметану и творог, всегда их вспоминаю добрым словом.


Игорь Котиков и Руслан Шаров встречаются как добрые соседи.
Фото: автора


Председатель «Искры» Руслан Шаров, притормозивший рядом на обочине, поддакивает землячке:

— У нас популярны молоко и сметана из Горок, колбаса Могилевского и Гродненского мясокомбинатов, оршанский и могилевский хлеб. В общем, умеют белорусы вкусную продукцию делать.

Шаров хоть и живет в России — его мама родом со Смоленщины, вырос в деревне под Могилевом, окончил Белорусскую государственную сельхозакадемию в Горках. И вот ведь как сводит людей судьба: вместе с Игорем Котиковым учились на параллельных курсах, почти одновременно дипломы получили, а познакомились спустя 12 лет уже будучи руководителями приграничных хозяйств. Шаров признается:

— Мы еще на этапе посевной рассчитывали на помощь белорусов. Сеяли позже, чтобы ваших комбайнеров к себе пригласить, когда у вас страда закончится. У нас ведь рапсом занято около полутора тысяч гектаров. Это самое большое на Смоленщине рапсовое поле. А техники не хватает: всего один комбайн. Впрочем, как и рабочих рук.

Теперь на полях этого хозяйства белорусов даже больше, чем россиян. Помимо механизаторов из «Приграничного» Шаров нанял еще несколько человек в другом хозяйстве Климовичского района:

— Они сезонщики. Закончили там уборку зерновых — перебрались к нам. Выгодно обеим сторонам: для комбайнеров — дополнительный заработок, для нас — возможность убрать урожай в срок и без потерь.

Комбайнеры из Климовичского района года два назад уже помогали «Искре». Но Старовойтов и Тужиков из «Приграничного» в «загранкомандировке» впервые. Спрашиваю у Тужикова, есть ли разница — дома урожай убирать или у соседей.

— Почти никакой. Такие же поля, та же культура. Комбайны наши — «Полесье». Разве что к работе приступаем не в 8 утра, как у нас, а позже. Зерносушилок у россиян мало, потому зерно, рапс не собирают «по росе», дают возможность просохнуть. За штурвал комбайнов садимся в 10–12 дня. На обед в кафе возят. Подкрепимся — и опять в поле. На ночь возвращаемся домой в Беларусь, ехать–то недалеко.

Его коллега Александр Старовойтов — из соседней деревни Киселева Буда.

— От нас до границы — рукой подать. Да и не воспринимаем мы ее как границу. По несколько раз в месяц в Рославль ездим, ведь до него даже ближе, чем до Климовичей. И друзья, родня у нас — по обе стороны.

К сельскому труду Александр и Евгений привычные, их отцы трактористами в хозяйстве работали, и хлопцы у них с детства в помощниках. Теперь и сами неплохо зарабатывают. Только за август — почти по 12 миллионов белорусских рублей. Плюс будет прибавка за российский рапс. Подсчитывают вслух:

— Сутки в «Искре» в пересчете на белорусские дают где–то 400 тысяч рублей. Поскольку фронт работ немалый, задержимся тут недели на две. Вот и считайте — это еще около шести миллионов.

Евгений уже решил, на что потратит заработок. Поедет в Россию за машиной: «Пусть не новая, зато собственная». Впрочем, белорусы ездят к соседям не только за автомобилями и бытовой техникой. Климовичский ликеро–водочный завод, например, закупает в России стеклотару — определенный сорт бутылок, которых не производит расположенный на Могилевщине стеклозавод «Елизово». По словам председателя Климовичского райисполкома Василия Захаренко, у белорусов и россиян много точек соприкосновения:

— Молодые россияне учатся в аграрном колледже в Климовичах. Наши дети, поскольку в Климовичах ледового дворца нет, ездят на соревнования и тренировки в Рославль. Вместе проводим дожинки, спортивные, культурные мероприятия. И на нашем международном фестивале «Золотая пчелка» большинство участников тоже из России. И вообще мы никогда не делили белорусов и россиян на своих и чужих.

А в «Искре» на следующий год под рапс планируют отвести уже не полторы тысячи гектаров, а две с половиной. Так что помощь белорусов наверняка понадобится снова. И те уже сегодня обещают соседям: «Можете на нас рассчитывать».


Цифра


50 процентов и более, вплоть до 90%, составляло белорусское население Смоленской губернии в середине ХIХ — начале ХХ вв.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter