Сэнсэй из второго «Б»

Наши корреспонденты побывали на тренировке «Школы особой защищенности»
«Ос!» — доносится из-за деревьев парка Победы. Взрослые парни и девушки в кимоно приветствуют невысокого роста девчушку. Поклон уважения юному наставнику, и все выстраиваются на разминку. «Начинаем!» — командует детский голос. Мы на тренировке «Школы особой защищенности». Руководит каратистами второклассница минской гимназии № 36 Оля Лазуркина. 

репортер IMG_0997.jpg
В карате Олю ЛАЗУРКИНУ привел папа Анатолий Леонидович.

Девочка отводит руку в сторону, группа повторяет, поднимается на носочки — все за ней. Десять минут — и разминка окончена. К спортсменам выходит заслуженный тренер Петр Калинин, трехкратный чемпион мира по боевому многоборью и карате. У Оли короткий перерыв.

Невысокий рост, волосы собраны в хвост, застенчивая улыбка. Сразу и не поверишь, что перед тобой сэнсэй — учитель. Спрашиваю: «Как получилось, что ты совсем еще ребенок, а уже работаешь со взрослыми?»

Собеседница чуть краснеет, говорить об успехах ей, видимо, неловко: «Я в этом спорте всего третий год. На татами меня привел папа, который давно занимается восточными единоборствами и имеет черный пояс по карате. Выполнять упражнения получается очень хорошо, вот мой тренер Калинин и предложил попробовать вести разминки».

Дело, конечно, не только в этом. За короткий срок Оля сильно опередила в мастерстве своих одногодок. Даже мальчишки ее возраста ей не конкуренты. В восемь лет на ее талии коричневый пояс. А еще она недавно стала чемпионкой России по карате.

«О соревнованиях мы узнали меньше чем за месяц, времени на подготовку оставалось мало, — подходит к нам папа спортсменки Анатолий Лазуркин. — Пришлось каждый день устраивать по две тренировки. Но дочке это настолько нравилось, что в зал она не шла, а бежала. Может, поэтому особо и не уставала».

Анатолий Леонидович говорит обо всем сосредоточенно, в этом они с Олей очень похожи.

«Открытый чемпионат России проходил в Сочи, — подхватывает дочь. — В спорткомплекс мы приехали, когда турнир уже начался. Хорошо, меня на татами пока не звали. Быстро переоделась. Спряталась в уголочек и стала делать ката (бой с тенью. — Прим. авт.), еще одно. Смотрю, спортсмены оборачиваются. Испугалась: что случилось?»

Оказалось, непростые движения малышка выполняла лучше, чем находившаяся поблизости тридцатилетняя сэнсэй с черным поясом. Отец не сдерживает гордости: «К Оле одна за другой стали подходить девочки-каратистки. Вопрос у них был только один: в какой категории она выступает? И, если выяснялось, что не с ними, облегченно выдыхали».

Маленького тренера такие подробности смущают. Она мельком поглядывает на папу, видимо, намекает: хватит хвалить. Но Анатолий Леонидович не хвалит, а озвучивает факты. Ведь переживали спортсменки не зря. Наша школьница оказалась на порядок сильнее даже более взрослых соперниц. После победы ее сразу же пригласили участвовать в чемпионате Европы по карате, который в ноябре пройдет в Париже. Тут же поступило и неожиданное предложение: выступать на этих соревнованиях за Россию. «А я в ответ: «Буду бороться только за Беларусь!» — малышка и сейчас произносит эти слова с гордостью. — А потом стало неловко, что могла кого-то обидеть, и добавила: «Вы только не обижайтесь, пожалуйста».

Присутствующие в спорткомплексе были впечатлены, а президент федерации традиционного карате Германии Михаэль Бок даже написал большими буквами на листе бумаги: «Восхищен патриотизмом Оли Лазуркиной. Люблю Беларусь и белорусов еще больше!»

Пока мы беседуем, школьница посматривает на тренирующихся ребят. Хочет к ним. От карате она, видимо, совсем не устает. И это при том, что три раза в неделю по часу-полтора упражняется с малышами, а в субботу и воскресенье — со взрослыми. «Сначала веду у них разминку, а потом вместе со всеми становлюсь в шеренгу заниматься, — описывает свой насыщенный график девчушка. — Больше мне, конечно, нравится со взрослыми. С ними я становлюсь целеустремленнее, а они, признаются, учатся у меня технике ката и другим упражнениям. В общем, помогаем друг другу».

На секунду Оля отвлекается, внимательно смотрит за движениями стоящей чуть поодаль русоволосой спортсменки. Довольно кивает, мол, все правильно. А потом поясняет: «Это Ира Балыко, она в мединституте учится. Раньше у нее не получались некоторые упражнения, а у нас должна была быть аттестация. А это возможность получить желтый, а то и оранжевый пояс. Позанимались с ней, и она показала один из лучших в группе результатов».

Оценивая нагрузки, спрашиваю у юного тренера: «А уроки ты делать успеваешь?»

— Конечно, — серьезно отвечает. — А еще моим одноклассницам очень нравится, что я хожу на карате. Мальчишки нас никогда не обижают.

— А после соревнований в Париже, наверное, даже портфели будут помогать носить, — шучу.

— Мы не откажемся, — не скрывает улыбки Оля и убегает на тренировку. Через пару секунд она становится в ряды ребят в кимоно. Движения выполняет четко. Все-таки она здесь не только ученик, но и учитель. Хоть и совсем еще юный.

Виктория ПРИГОДСКАЯ,
студентка Института журналистики БГУ

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter